10.1. Описание организационной структуры управления отходами на территории города Севастополя
Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор - юридическое лицо, обеспечивающее обращение с ТКО в определенной зоне, заключает публичные договоры с собственниками ТКО, несет ответственность перед потребителями и публичной властью за все стадии процесса обращения с отходами.
Плюсами работы через инструмент регионального оператора являются:
- оптимизация логистики, прозрачность обращения ТКО;
- возможность обеспечить сбор и вывоз отходов с экономически невыгодных территорий;
- удобство для региональной власти проконтролировать и отследить 1 или нескольких игроков;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли обработки, обезвреживания, утилизации и размещения отходов, так как гарантируются потоки отходов и оплата услуг по обращению с отходами.
Создание комплексной системы обращения с отходами возможно лишь при поддержке крупной компании, которая контролирует все этапы сбора и переработки бытовых отходов: раздельный сбор в жилом секторе, транспортировку, сортировку и захоронение.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора. Региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Согласно проектам правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- в многоквартирных домах в соответствии с жилищным законодательством с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо с собственниками помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении многоквартирным домом и в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством);
- в жилых домах с собственниками жилых домов;
- в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, сооружениями, земельными участками на законных основаниях, в том числе с арендаторами зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в месте, которые определены в этом договоре в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, и организовать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственник твердых коммунальных отходов (в многоквартирных домах - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) обязан организовать сбор таких отходов в местах, определенных региональным оператором, и обеспечивать содержание этих мест, если их содержание не осуществляется региональным оператором в соответствии с договором об обеспечении обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенным с субъектом Российской Федерации, и иными договорами.
На основании ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:
- обработка ТКО;
- обезвреживание ТКО;
- захоронение ТКО;
- оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.
Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.
Планируется, что на развитие отрасли обращения с отходами будут направлены средства от уплаты экологического сбора.
Понятие "экологический сбор" было введено Федеральным законом N 458-ФЗ с 1 января 2015 г. (см. ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ). Данный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета и должен уплачиваться производителями, импортерами подлежащих утилизации товаров.
Суть вводимых изменений заключается в том, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров после утраты ими потребительских свойств самостоятельно либо посредством уплаты экологического сбора. Перечень таких товаров, включая упаковку, соответствующие нормативы утилизации, ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и порядок его взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, будут распределяться посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации по следующим направлениям:
- софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
- покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
- покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
- выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации для строительства объектов, используемых для утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительство и оснащение таких объектов.