17.1.3. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта.
Агломерация находится на пересечении транспортных коридоров Север - Юг - Восток - Запад. Через агломерацию проходит железнодорожная магистраль, соединяющая центр страны с регионами севера. Основная часть внешних грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.
Пригородным и междугородным автобусным сообщением агломерация связана с городами Центрального федерального округа Российской Федерации, городами Москвой, Санкт-Петербургом, а также с населенными пунктами Ярославской области.
Вблизи города расположен развивающийся международный аэропорт, обеспечивающий авиационное сообщение жителей агломерации с городами Санкт-Петербургом, Сочи, Симферополем. Необходимо отметить удобное расположение аэропорта относительно городской застройки (зоны подлета и шумового влияния не затрагивают территорию города).
В городе Ярославле расположен речной вокзал, принимающий туристические и пассажирские суда. В городском поселении Тутаев работает паромная переправа.
Для обслуживания пассажиров пригородных и междугородних автобусов на территории агломерации расположены объекты транспортной инфраструктуры первой - третьей категории: Ярославский автовокзал, автостанции Ярославль-Главный, Ярославль Московский, командно-дальномерный пункт "Космос", остановочный комплекс "Центральный" в городе Тутаеве, автостанция Тутаев (левый берег).
В городе Ярославле оборудовано порядка 700 остановочных пунктов. Практически все они находятся в зоне нормативной пешеходной доступности с учетом максимальной дальности пешеходных подходов - 500 м. Вне нормативной доступности находится небольшая часть застройки в Заволжском и Кировских районах, расположенной на значительном удалении от основных городских магистралей.
Большая часть конечных остановок автобусных и троллейбусных маршрутов оборудована отстойно-разворотными площадками (всего 29 площадок).
Уровень обслуживания населения общественным городским транспортом достаточно высокий. Менее благополучным с точки зрения транспортного обслуживания является Заволжский район города Ярославля, а также Ярославский район. Удаленность от центральной части города, преимущественно жилая застройка, отсутствие на территории города крупных промышленных зон предопределяют значительные корреспонденции населения в другие районы города, при этом обслуживание населения осуществляется только автобусным транспортом. Рассматриваются возможности развития на территории района иных общественных видов транспорта.
Основной объем пассажироперевозок по городу приходится на автобусный транспорт, в подвижном составе которого значительную долю имеют маршрутные такси. Это значительно увеличивает нагрузку на УДС города. Износ подвижного состава высок - более 72 процентов. Также высокий износ подвижного состава имеет место и в троллейбусном (более 84 процентов), и трамвайном (более 38 процентов) парках.