17.1.4. Характеристика дорожной сети агломерации.
Автомобильные дороги агломерации представляют собой развитую дорожную сеть общей протяженностью 987,36 км. Основные транспортные артерии агломерации - федеральные автомобильные дороги М-8 "Холмогоры" и "Подъезд к г. Костроме" общей протяженностью 84,59 км. Так как федеральная трасса М-8 "Холмогоры" имеет разрыв по границам города Ярославля, весь транзитный поток из Москвы в Архангельск следует по региональным автодорогам: обход города Ярославля с мостом через реку Волгу "Юбилейный" и Юго-Западной окружной дороге города Ярославля. Всего в состав агломерации входит 286,17 км региональных автодорог, это автодороги основных логистических направлений, маршрутная сеть регулярных пассажирских перевозок трудовых ресурсов на предприятия города Ярославля, детей к общеобразовательным учреждениям, туристическая маршрутная сеть, подъезды к территориям опережающего развития. Также в ее состав входит 616,6 км местных дорог города Ярославля. Усовершенствованное покрытие имеет 863,06 км дорог агломерации, 124,3 км - переходный тип покрытия. Дорожная сеть сформирована из дорог второй технической категории - 96 км, третьей технической категории - 102,5 км, четвертой категории - 165,26 км, пятой категории - 7 км. В составе УДС города Ярославля - магистральные улицы общегородского значения, магистральные улицы районного значения, улицы и дороги местного значения в жилой застройке.
Территория агломерации характеризуется расчлененностью, естественными и искусственными преградами рек Волги, Которосли и другими более мелкими водотоками, а также многочисленными железнодорожными магистралями и подъездными путями. Пересечение транспортными потоками данных преград осуществляется по 54 искусственным сооружениям (мостам, путепроводам, пешеходным переходам в 2 уровнях, гидротехническим сооружениям).
Состояние сети автомобильных дорог общего пользования оказывает непосредственное влияние на показатели социально-экономического состояния территории. Автомобильный транспорт, как один из самых распространенных и мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с высокими потребительскими свойствами.
Существующая же сеть дорог агломерации была создана в 70-х - 90-х годах прошлого столетия, и ее несущая способность уже не соответствует современным нагрузкам, в результате чего покрытие дорог интенсивно разрушается, а долговечность искусственных сооружений сокращается.
По результатам инструментальной диагностики автодорог (таблица 4) установлены низкие показатели их транспортно-эксплуатационного состояния. Неудовлетворительное состояние имеют 548,87 км (55,6 процента) дорог агломерации, в том числе 194,67 км (72,6 процента) региональных дорог и 354,2 км (57 процентов) УДС города Ярославля. Четырнадцать процентов региональных дорог полностью исчерпали свой ресурс, у большинства остальных износ составляет свыше 50 процентов.
Только 30 процентов дорог регионального и местного значения способны обеспечить пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось от 6 до 10 т.
Транспортно-эксплуатационное состояние федеральных автодорог в целом удовлетворительное.
Основные улицы центра агломерации - города Ярославля - практически исчерпали пропускную способность из-за значительного увеличения транспортного потока. Динамическое развитие производств, тяготеющих к автомобильному транспорту, рост межрегиональных перевозок, повышение уровня автомобилизации населения ведут к обострению всего комплекса транспортных проблем, исчерпанию пропускной способности транспортных магистралей и, как следствие, росту аварийности, ухудшению экологических показателей, характеризующих качество городской среды города Ярославля.
Из анализа транспортного потока и результатов диагностики автодорог следует, что 14,5 км (2 дороги) требует реконструкции с переводом в первую категорию, 39,82 км требует реконструкции с переводом в третью техническую категорию, 141,38 км автодорог нуждается в капитальном ремонте. Однако с учетом бюджета региональной программы мероприятия по реконструкции автодорог, а также реконструкция мостовых сооружений не рассматриваются. Требуют ремонта 354,2 км УДС города Ярославля.