Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


 1. Анализ состояния речного пассажирского транспорта Самарской области, основные проблемы и причины их возникновения


Речной пассажирский транспорт является неотъемлемой частью системы пассажирского транспорта Самарской области.

В настоящее время общая протяженность водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Магистральное судоходство осуществляется по р. Волге и ее воложкам (общая протяженность 549 км), судоходство местного значения по рекам Самаре (от с. Алексеевка до устья р. Волги - 40 км), Сок (от устья р. Сок вверх по течению - 6 км), Чапаевке (от устья р. Чапаевки вверх до г. Чапаевска - 44 км), Кривуше (от 1747-го км р. Волги до 15-го км р. Чапаевки - 19 км), Усе (от устья р. Усы вверх до г. Междуреченска - 20 км), Безенчук (от устья р. Безенчук вверх до с. Екатериновка - 7 км).

При этом регулярное пассажирское сообщение по водным путям сохраняется до настоящего времени только по р. Волге и небольшому участку р. Усы до с. Березовка.

Согласно динамике объемов пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации за последние тринадцать лет (с 2001 по 2013 год) наблюдается тенденция к их сокращению (рис. 1). При этом в Самарской области указанная тенденция переломлена и пассажиропоток сохраняется практически на одном уровне (рис. 2).


Рис. 1. Динамика объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации за период с 2001 по 2013 год, млн. человек


Рис. 2. Динамика объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Самарской области за период с 2001 по 2013 год, млн. человек


По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области за 2013 год, по объемам перевозок пассажиров внутренним водным транспортом Самарская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации (рис. 3).


Рис. 3. Рейтинг регионов, где наблюдались наибольшие объемы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте, за 2013 год, тыс. человек


Также необходимо отметить, что представленная характеристика внутреннего водного транспорта Самарской области в части пассажирских передвижений охватывает все виды сообщений. Так, согласно статье 96 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды:

транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

Анализ данных, представленных ОАО "Порт Тольятти" и ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" (далее - ООО "СРПП"), показывает, что в регионе существует значительный потенциал для роста объемов перевозок пассажиров, который ранее реализовывался на линиях речных перевозок (таблица 1). Несмотря на снижение численности населения Самарской области за период с 1990 по 2012 год не более чем на два процента, резкое падение пассажиропотока объясняется значительным ростом уровня автомобилизации, а также нарушением функционирования системы речных пассажирских перевозок в целом по Российской Федерации.