РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 февраля 2015 года N 123-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях развития транспортной системы Самарской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития речного пассажирского транспорта Самарской области (далее - Концепция).
2. Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Пивкину) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления в Самарской области осуществить реализацию мероприятий по развития речного пассажирского транспорта Самарской области с учетом положений Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Пивкина).
4. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
5. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее - Концепция)
Речной пассажирский транспорт является неотъемлемой частью системы пассажирского транспорта Самарской области.
В настоящее время общая протяженность водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Магистральное судоходство осуществляется по р. Волге и ее воложкам (общая протяженность 549 км), судоходство местного значения по рекам Самаре (от с. Алексеевка до устья р. Волги - 40 км), Сок (от устья р. Сок вверх по течению - 6 км), Чапаевке (от устья р. Чапаевки вверх до г. Чапаевска - 44 км), Кривуше (от 1747-го км р. Волги до 15-го км р. Чапаевки - 19 км), Усе (от устья р. Усы вверх до г. Междуреченска - 20 км), Безенчук (от устья р. Безенчук вверх до с. Екатериновка - 7 км).
При этом регулярное пассажирское сообщение по водным путям сохраняется до настоящего времени только по р. Волге и небольшому участку р. Усы до с. Березовка.
Согласно динамике объемов пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации за последние тринадцать лет (с 2001 по 2013 год) наблюдается тенденция к их сокращению (рис. 1). При этом в Самарской области указанная тенденция переломлена и пассажиропоток сохраняется практически на одном уровне (рис. 2).
Рис. 1. Динамика объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации за период с 2001 по 2013 год, млн. человек
Рис. 2. Динамика объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Самарской области за период с 2001 по 2013 год, млн. человек
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области за 2013 год, по объемам перевозок пассажиров внутренним водным транспортом Самарская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации (рис. 3).
Рис. 3. Рейтинг регионов, где наблюдались наибольшие объемы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте, за 2013 год, тыс. человек
Также необходимо отметить, что представленная характеристика внутреннего водного транспорта Самарской области в части пассажирских передвижений охватывает все виды сообщений. Так, согласно статье 96 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды:
транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;
туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;
экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.
Анализ данных, представленных ОАО "Порт Тольятти" и ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" (далее - ООО "СРПП"), показывает, что в регионе существует значительный потенциал для роста объемов перевозок пассажиров, который ранее реализовывался на линиях речных перевозок (таблица 1). Несмотря на снижение численности населения Самарской области за период с 1990 по 2012 год не более чем на два процента, резкое падение пассажиропотока объясняется значительным ростом уровня автомобилизации, а также нарушением функционирования системы речных пассажирских перевозок в целом по Российской Федерации.
Изменение годовых объемов перевозок за период с 1990 по 2012 год
Виды перевозок водным пассажирским транспортом по портам приписки | Объем перевезенных пассажиров по Самарской области, тыс. человек | Сокращение объема перевозок, % | |
1990 год <1> | 2012 год <2> | ||
Порт Куйбышев/ порт Самара | 3321,1 | 676,9 | 79,6 |
В том числе: | |||
транзитные линии | 183,7 | 0,0 | 100,0 |
местные линии | 426,6 | 0,0 | 100,0 |
пригородные линии | 871,7 | 628,1 | 27,9 |
внутригородские линии | 1562,9 | 0,0 | 100,0 |
транспортные переправы | 81,1 | 4,9 | 94,0 |
прогулочные линии | 173,9 | 43,8 | 74,8 |
туристические линии | 22,2 | 0,0 | 100,0 |
Порт Тольятти | 629,3 | 294,5 | 53,2 |
В том числе: | |||
транзитные линии | 141,9 | 0,0 | 100,0 |
пригородные линии | 177,0 | 22,6 | 87,2 |
внутригородские линии | 285,2 | 239,4 | 16,1 |
прогулочные линии | 25,2 | 32,6 | 29,4 |
Порт Сызрань | |||
В том числе транспортные переправы | 139,3 | 32,0 <3> | 77,0 |
________________
<1> По данным эксплуатационного отчета Куйбышевского пассажирского районного управления речного порта и Порта Тольятти, за 1990 год.
<2> По данным ООО "СРПП" и ОАО "Порт Тольятти", за 2012 год.
<3> По данным ООО "Санкт-Петербургский институт транспортных систем" и ООО "Паром", за 2012 год.
В навигацию 2013 года в Самарской области действовали 10 регулярных маршрутов (таблица 2), обслуживаемых лицензированными перевозчиками (таблица 3). Схемы маршрутов приведены в приложениях 1 - 3 к настоящей Концепции.
Перечень маршрутов пригородного и городского сообщения в навигацию 2013 года
Наименование маршрута | Вид маршрута в соответствии с паспортом маршрута | Промежуточные остановочные пункты | Протяженность, км | Регулярность движения | Объем перевозок, тыс. человек | |
2011 год | 2012 год | |||||
Самара - Зольное | Пригородный (переправа) | Поляна им. Фрунзе, Ширяево, Богатырь, Солнечная Поляна | 52 | Ежедневно | 72,0 <4> | 77,0 <4> |
Самара - Винновка | Пригородный (переправа) | Средний пляж, Нижний пляж, Шелехметь, Винновка | 33 | Ежедневно | 127,0 | 123,0 |
Самара - Рождествено | Пригородный (переправа) | Проран | 6 | Ежедневно | 205,0 | 190,0 |
Осипенко - Гаврилова Поляна | Пригородный (переправа) | Поляна им. Фрунзе, Пляж им. Фрунзе, Подгоры | 19 | Ежедневно | 91,0 | 88,0 |
Осипенко - Зеленая Роща | Пригородный (переправа) | - | 2 | Ежедневно | 36,0 | 41,0 |
Октябрьский спуск - Рождествено | Пригородный (переправа) | - | 9 | Ежедневно | 36,0 | 4,3 <5> |
Тольятти - Подвалье | Пригородный | Автоград, Усолье, Климовка, Новодевичье | 69 | 3, 5, 6, 7-й дни недели | 8,7 | 8,7 |
Тольятти - Березовка | Пригородный | Автоград | 39 | 3, 5, 6, 7-й дни недели | 13,6 | 13,8 |
Шлюзовой - Копылово | Городской (переправа) | - | 1 | Ежедневно | 239,8 | 239,4 |
Комсомолец - Нижнесызранские хутора | Пригородная линия (переправа) | - | 9 | Ежедневно | - | 32,0 <6> |
Итого | 239 | 829,1 | 817,2 |
________________
<4> Маршрут доходил до с. Богатырь.
<5> Паром осуществлял перевозки с сентября по декабрь 2012 года.
<6> По данным ООО "Санкт-Петербургский институт транспортных систем".
Характеристика лицензированных перевозчиков Самарской области, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки
Тип флота | Количество единиц флота | ||
ООО "СРПП" | ОАО "Порт Тольятти" | Другие перевозчики | |
Транспортный | 22 | 5 | 7 |
В том числе: | |||
судно на подводных крыльях | 1 | - | - |
судно на воздушной подушке | 8 | - | - |
водоизмещающее судно | 13 | 5 | 7 |
стоечное судно | 20 | 2 | - |
В том числе: | |||
дебаркадер | 7 | 2 | - |
понтон | 12 | - | - |
плавверанда | 1 | - | - |
Итого | 42 | 7 | 7 |