Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время одной из основных проблем предприятий Самарской области - поставщиков автомобильных комплектующих является их низкая конкурентоспособность. При сближении цен на продукцию российских автопроизводителей с ценами на зарубежные аналоги сохраняется низкое качество производимых автомобилей. Низкое качество продукции крупнейшего автомобильного завода ОАО "АВТОВАЗ" связано с низкой производительностью труда, высокой энергоемкостью производства, несоблюдением современных технических стандартов.

Эти проблемы влекут серьезные риски сокращения и потери рынков для предприятий регионов и, как следствие, социальные проблемы, требующие для своего решения объемных затрат на создание рабочих мест (порядка 1 млн. рублей капитальных вложений на создание 1 рабочего места в производственной сфере). В соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и Программой инновационного развития ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 года предполагается сокращение численности сотрудников предприятий автомобильной отрасли. В 2014 году для соответствия предприятий автомобильной отрасли мировой практике по показателям производительности труда было высвобождено порядка 324 тыс. человек, из которых большую часть составляли сотрудники предприятий Самарской области.

В силу этих факторов при формировании нового перечня поставщиков 1-го уровня для комплектации автомобилей на франко-японской платформе "B0", сборка которой началась в 2012 году, из 80 требуемых поставщиков узлов и агрегатов в число номинированных поставщиков вошли только около 20 предприятий Самарской области.

Почти половина предприятий, являясь поставщиками 1-го уровня, используют в производстве комплектующие и материалы от значительного количества региональных субпоставщиков (поставщиков 2-го, 3-го, 4-го уровней), которым также грозит потеря рынков и сокращение персонала в случае отсутствия какой-либо системной поддержки и содействия сохранению рынков, выходу на новые рынки.

Характер данных проблем приводит к необходимости решать их только на основе кластерного подхода с участием всех заинтересованных сторон.

Автомобильный кластер Самарской области (далее - кластер) объединяет предприятия, осуществляющие деятельность в области производства автомобилей, в том числе специального назначения, прицепов и полуприцепов, двигателей автомобилей, частей и принадлежностей автомобилей, автомобильных аккумуляторов, электрооборудования и иного оборудования для автомобилей, технического обслуживания, ремонта и переоборудования автомобилей, ведущие образовательную, консалтинговую, аутсорсинговую, научно-исследовательскую, инжиниринговую, опытно-конструкторскую, а также иную инновационную деятельность в указанных областях.