Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


 3.1. Перспективы развития целевых рынков сбыта и маркетинговая стратегия


Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.

Российский автопарк в целом стабильно увеличивается. Если же анализировать темп ежегодного прироста парка, то можно отметить несколько периодов:

до 2004 года включительно - замедление (с 12,2% в 1994 году до 3,5% в 2004 году);

с 2005 по 2009 год - увеличение (с 5,6% в 2005 году до 9,7% в 2007 году (при отсутствии кризиса в 2008 году прирост парка, вероятно, превысил бы 10%);

2010 - 2011 годы - действие программы утилизации, нацеленной на то, чтобы вывести из парка автомобили с длительным сроком эксплуатации. В результате в 2011 году автомобильный парк показал почти нулевой прирост;

с 2012 года по настоящее время - возвращение к прежним темпам роста - порядка 5 - 7% в год.

Структура автопарка по федеральным округам постоянна. Наибольшее количество автомобилей - 29,3% в 2013 году - зарегистрировано в Центральном федеральном округе. На втором и третьем местах по количеству зарегистрированных автомобилей находятся Приволжский федеральный округ и Сибирский федеральный округ - 19,2% и 12,8% соответственно.

Региональная дифференциация уровня автомобилизации обусловлена уровнем жизни населения и его богатства: чем больше доходы граждан, тем выше вероятность приобретения ими автомобилей.

Существуют большие региональные различия в уровне автомобилизации населения: от высокого в столицах и наиболее богатых приграничных и топливодобывающих регионах (300 - 572 автомобиля на 1 000 жителей) до крайне низкого (70 - 150 машин на 1 000 жителей).

В 2015 году наиболее обеспеченными автомобилями являются Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный федеральные округа - 342,297 и 296 автомобилей на 1 000 человек соответственно. Наименьшая автомобилизация населения в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах - 186 и 254 автомобиля на 1 000 жителей соответственно.

Для Самарской области автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей промышленности. Здесь присутствует наиболее высокая концентрация организаций автомобильной промышленности и наиболее высокая доля автомобильной промышленности в структуре валового регионального продукта. Автомобильная промышленность производит примерно 22% ВРП региона. При этом в автомобилестроении занято всего 5% от общего числа занятых в экономике области.

Самарские производители обслуживают практически все автозаводы России в рамках программ локализации, ежегодный объем импорта сырья данных компаний превышает 1 млрд. долларов США.

Производство автокомпонентов является одним из звеньев производства автомобиля, то есть производится не конечный продукт, а лишь промежуточный, который является составной частью автомобиля, поэтому спрос и прибыльность производства автокомпонентов напрямую зависит от спроса на автомобили.

Последние два года на российском рынке новых автомобилей наблюдается тенденция спада продаж, что вызвано снижением экономики Российской Федерации, политической нестабильностью, сокращением уровня доходов населения и снижением потребительской активности, ужесточением условий кредитования как юридических, так и физических лиц.

Все эти факторы в совокупности привели к формированию кризисных явлений на российском автомобильном рынке.

В целях стабилизации ситуации на рынке автомобилей и поддержки автопроизводителей Правительство Российской Федерации возобновило государственную программу утилизации транспортных средств. Однако эффект от ее действия носит краткосрочный характер. В настоящее время Правительство совместно с российскими автопроизводителями прорабатывает возможность введения дополнительных мер поддержки автомобильного бизнеса, в том числе и возможность продления срока реализации программы утилизации.

Одними из наиболее серьезных конкурентных сил в настоящее время на отечественном рынке выступают иностранные компании, которые привлекают покупателя не только качеством, но и доступными ценами. В настоящее время в Российской Федерации успешно работают компании с мировым именем - BOSH, FederalMogul, JohnsonControls, Valeo и др. Для того чтобы эффективно конкурировать с иностранными компаниями, необходимо разработать стратегии маркетинга и сбыта, ориентированные на развитие сильных сторон организаций - участников кластера.

Для завоевания целевого рынка необходимо использовать стратегию предпочтения - создать стабильные преимущества перед конкурентами. Для достижения этой цели может быть использован весь набор инструментов маркетинга:

изменения в технологии производства, способствующие улучшению качества изделия;

сервисное обслуживание (консультирование и обучение, ремонт и техническая профилактика, поставка запчастей и т.д.);

логистические мероприятия (соблюдение договорных обязательств и надежности поставок).

Стратегия предпочтения является общепринятой для операций типа "хай-тек" - высокие технологии и инновации.

Конструкция современного автомобиля состоит из нескольких тысяч деталей и с каждым годом усложняется за счет повышения требований к безопасности, комфортабельности и качеству автомобилей, предъявляемых со стороны потребителей.

При разработке автомобилей современные производители фокусируют свое внимание на инжиниринге интерьера-экстерьера автомобиля и его производстве, а отдельные сборочные предприятия, в лучшем случае, концентрируются на штамповке, сварке, окраске и сборке автомобилей. Поэтому производство автомобилей нельзя представить без поставщиков автомобильных компонентов. Более того, специализированные фирмы по производству автокомпонентов создадут и разработают отдельные детали качественнее, быстрее и дешевле, чем производитель автомобилей, так как имеют более богатый опыт в отдельных направлениях (электрика, тормозные системы, системы безопасности, расходные комплектующие (фильтры) и т.д.).