Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


 2.2. Текущее состояние и масштабы деятельности кластера


Ситуация в автомобильной промышленности, как и на рынке автомобилей и автокомпонентов, зависит от ряда факторов: глобализации внешнеэкономического пространства, таможенной политики государства, развития кредитного финансирования, расширения сети обслуживания дилерских сетей, политической обстановки, изменения таких основных макроэкономических показателей, как ВВП, располагаемые денежные доходы населения, уровень инфляции, колебания курсов валют, рост тарифов на энергоносители и т.д.

Отложенный спрос, замедление темпов автокредитования, колебания курса валют, снижение темпов роста основных макроэкономических показателей негативно повлияли на развитие российской автомобильной промышленности в 2014 году и будут оказывать существенное влияние в 2015 году.

Снижение объемов производства показали практически все отечественные производители, что, в первую очередь, связано со снижением потребительского спроса в бюджетном сегменте автомобилей в результате ужесточения требований автокредитования, снижения уровня доходов населения, частичного перераспределения спроса с новых легковых автомобилей на подержанные, а также с ограничением возможностей поставщиков по поставке автокомпонентов.

Показатели автомобильного парка являются ключевыми при оценке емкости рынка автокомпонентов.

За последние 20 лет автомобильный парк России увеличился в 3,3 раза. По состоянию на 01.01.2015 в России было зарегистрировано 39 306 667 легковых автомобилей. На сегмент автомобилей российских производителей по итогам 2014 года пришлось 45,4% парка автомобилей, на сегмент автомобилей иностранных марок - 54,3% соответственно.

Если рассматривать динамику автомобильного парка по годам, то темпы роста зависят от ряда факторов. Одним из таких факторов является государственная программа утилизации автомобилей. Первая программа действовала в 2010 - 2011 годах. За два года работы в рамках программы утилизации было продано более 600 тыс. автомобилей, что позволило вывести из парка России часть автомобилей старше 10 лет и снизить темпы его роста до 0,8%.

Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей Самарской области. В данном кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области.

При годовом объеме выпуска автомобилей в Самарской области на уровне 700 тыс. единиц объем реализации автокомпонентов (без учета сбыта на вторичном рынке запасных частей) для указанных предприятий составляет примерно 25 млрд. рублей, общая численность персонала - около 18 тыс. человек.

Членство в кластере не лимитировано границами Самарской области. Ряд предприятий и групп компаний, расположенных в других регионах, уже вступили в число участников кластера или поддерживают постоянные контакты с оператором кластера.

География расположения кластера:

Самарская область: города Тольятти, Самара, Сызрань, Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск;

Ульяновская область: города Ульяновск, Димитровград;

Саратовская область: города Саратов, Энгельс, Балаково.

Так как 85% российского автопрома сконцентрировано в Поволжье, а ОАО "АВТОВАЗ" входит в Государственную корпорацию "Ростехнологии", то есть имеет федеральный статус, автомобильный кластер не должен ограничиваться рамками одной только Самарской области. Необходима консолидация усилий нескольких регионов, в первую очередь, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей, а также Татарстана в целях реализации единой последовательности действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Деятельность кластера осуществляется в таких секторах экономики, как машиностроение (производство автомобилей и их комплектующих - сборка, все основные виды обработки материалов и защитных покрытий), химическая и нефтехимическая промышленность (производство резино-технических, пластмассовых деталей и первичных материалов для их изготовления, включая пенополиуретановые технологии, производство топлива, масла и других технических жидкостей, реагентов катализаторов и т.п.), черная и цветная металлургия (заготовки-отливки из стали и чугуна, прокатные материалы), дилерские сети, автосервис и вторичный рынок автомобильных комплектующих, транспортно-логистические предприятия.