Недействующий

О РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ"






Приложение
к Приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 19.06.2017 N СЭД-26-01-06-654

ПАСПОРТ КРАЕВОГО ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ"


За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

"Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением", - говорится в преамбуле "Национальной программы поддержки и развития чтения", разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г. (далее - Программа).

В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России.

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература - неотъемлемые составляющие его жизни и что читать не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Значимость проекта "Читаем ВМЕСТЕ" (далее - Проект) обуславливается рядом факторов:

первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;

семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства;

семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью;

регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;

семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;

семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;

чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).

В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух - прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Актуальность Проекта заключается:

в возрождении начиная с раннего возраста традиции совместного семейного чтения;

в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;

в создании мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).

Структура проекта

Содержание

Наименование проекта

"Читаем ВМЕСТЕ"

Цели проекта

1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.
2. Развитие интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.
3. Создание условий для широкой возможности книгообмена между читающими семьями, включая bookcrossing (книговорот)

Задачи проекта

1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей.
4. Создать мобильные библиотеки для детей и взрослых, а также использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольных образовательных учреждениях

Тип проекта

Практико-ориентированный

Участники проекта

Управления (отделы) образования муниципальных районов (городских округов) Пермского края, муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования

Сроки реализации проекта

Июнь 2017 г. - июнь 2018 г.

Методическое сопровождение реализации проекта

Осуществляется органом управления образования муниципального района (городского округа) Пермского края и муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования

Реализация Проекта:

Организационный этап: июнь - июль 2017 г.
Цель этапа: разработка перспективного плана реализации Проекта

1. Изучение методической литературы по тематике Проекта.
2. Разработка плана реализации Проекта образовательным учреждением.
3. Утверждение сводного плана муниципального района (городского округа) по реализации Проекта.
4. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах и образовательных учреждениях для реализации Проекта.
5. Организация и проведение вводного мониторинга, анкетирования родителей (законных представителей) и детей (приложение 1).
6. Информирование населения о ходе реализации Проекта через создание вкладки на сайте образовательного учреждения и трансляцию в средствах массовой информации

Внедренческий этап: август 2017 г. - май 2018 г.
Цель этапа: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе пермских. Возрождение традиции семейного чтения

Содержательные линии реализации проекта:
Линия I: "Читающий двор" (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):
- "Читаем ВМЕСТЕ";
- "Мама, почитай-ка";
- "Папа, почитай-ка";
- "Все Пушкина Читают";
- "Читаем Пермскую Книгу";
- "Читаем Стихи";
- "Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать" и др.
Линия II: "Навигатор в мире детских книг" (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей):
- "А Что читаете Вы?";
- "Читать - Это Модно" и др.
Линия III: "Организация мобильных библиотек", включая bookcrossing (книговорот) между читающими:
- "Есть Книга - Есть Будущее";
- "Читаем Сами";
- "Одна книга - одна семья";
- "Читаем Книгу - Познаем Мир";
- "Моя Первая Книга" и др.
Линия IV: "Рекламный микрофон" (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок и др.).
Линия V: "Юбилейный литературный календарь" (юбилеи детских писателей - приложение 3).
Линия VI: "Книжная карусель" (фестивали, конкурсы, викторины, акции, недели детской книги, праздники, квесты, флешмобы и др.) (приложение 4).

Перечень обязательных мероприятий в ходе реализации Проекта:
Акция "Online-Чтение" ("Урок вежливости от С.Я.Маршака).
Акция "Светлячок" (единый родительский день по ФГОС) - организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор, в Пермском крае горят в домах литературные огоньки.
Флешмоб "Шагал один чудак", посвященный 90-летию пермского писателя Л. И.Кузьмина.
Акция "От Пушкина до Пушкина" (Пушкинский день - день русского языка).
Организация промежуточного мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей (декабрь 2017 г.)
(приложение 3)

Рефлексивный этап: июнь 2018 г.
Цель этапа: выявление лучшего опыта работы образовательных организаций по возрождению традиции семейного чтения

1. Формирование пакета документов, включающего:
- методические рекомендации по организации совместного детско-родительского чтения,
- кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта.
2. Организация итогового мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей.
3. Отчет о ходе реализации Проекта от управления (отдела) образования муниципального района (городского округа) Пермского края (статья в журнал)
(приложение 5)

Ожидаемые результаты
 - - - - - - - - - - - - - - -
 <*> Периодичность проведения мониторинга, анкетирования осуществляется 2 раза (на входе и по завершении Проекта)

1. Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы.
2. Возрождение традиции семейного чтения не менее чем в 50% семей от числа семей, посещающих образовательные организации.
3. В 90% дошкольных образовательных организаций Пермского края современной формой образования является культурная практика - "Читаем ВМЕСТЕ".
4. В 100% образовательных организациях созданы условия для организации мобильных библиотек, включая технологию bookcrossing (книговорот) <*>