ПАСПОРТ КРАЕВОГО ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ"
За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.
"Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением", - говорится в преамбуле "Национальной программы поддержки и развития чтения", разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г. (далее - Программа).
В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России.
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература - неотъемлемые составляющие его жизни и что читать не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Значимость проекта "Читаем ВМЕСТЕ" (далее - Проект) обуславливается рядом факторов:
первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;
семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства;
семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью;
регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;
семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;
семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;
чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).
В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух - прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Актуальность Проекта заключается:
в возрождении начиная с раннего возраста традиции совместного семейного чтения;
в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;
в создании мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).
Структура проекта | Содержание |
Наименование проекта | "Читаем ВМЕСТЕ" |
Цели проекта | 1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения. |
Задачи проекта | 1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг. |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Участники проекта | Управления (отделы) образования муниципальных районов (городских округов) Пермского края, муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования |
Сроки реализации проекта | Июнь 2017 г. - июнь 2018 г. |
Методическое сопровождение реализации проекта | Осуществляется органом управления образования муниципального района (городского округа) Пермского края и муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования |
Реализация Проекта: | |
Организационный этап: июнь - июль 2017 г. | 1. Изучение методической литературы по тематике Проекта. |
Внедренческий этап: август 2017 г. - май 2018 г. | Содержательные линии реализации проекта: |
Рефлексивный этап: июнь 2018 г. | 1. Формирование пакета документов, включающего: |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы. |