Недействующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы" (с изменениями на 27 декабря 2023 года)



Таблица 3

Показатели

Единицы измерения

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Количество объектов общественного питания

единиц

708

763

756

760

785

792

799

в том числе:

Школьные столовые

единиц

147

145

141

142

142

142

142

Обеспеченность посадочными местами

посадочное место

41,9

42,9

43,5

45

45

48,5

49,5


Рост объема оборота общественного питания отмечался в 11 муниципальных образованиях Сахалинской области. При этом снижение относительного показателя допущено в городском округе "Город Южно-Сахалинск".


Традиционно более чем на 53% региональный оборот общественного питания формировался городским округом "Город Южно-Сахалинск", на 18,5% - Ногликским городским округом, на 11,1% - Охинским городским округом, на 5,3% - Корсаковским городским округом. На остальные городские округа приходится менее 3%.


На начало 2017 года в области функционировало около 800 объектов общественного питания, из них: 589 объектов общедоступной сети на 24095 посадочных мест и 210 объектов закрытой сети на 16758 посадочных мест.


В видовой структуре предприятий общественного питания преобладают кафе и бары, общее количество которых составляет 415, кроме того, в регионе функционируют 46 ресторанов, 8 общедоступных столовых, 120 прочих предприятий общественного питания. Из 210 объектов закрытой сети - 151 школьная столовая и буфет, 19 столовых при учебных заведениях и 40 производственных столовых.


В 2016 году введено в эксплуатацию 12 объектов (10 кафе, 2 закусочных) на 96 посадочных мест в 5 муниципальных образованиях: в Южно-Сахалинске (6 объектов), Южно-Курильске (1 объект), Невельске (2 объекта), Макарове (1 объект), Поронайске (2 объекта). Создано 18 новых рабочих мест.


Среднемесячный уровень заработной платы в отрасли по итогам 2016 года составил чуть более 30 тыс. рублей, что превысило аналогичный показатель 2015 года на 12,7%.


В то же время норматив обеспеченности посадочными местами на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2017 года достигнут в 4 муниципальных образованиях, в том числе в г. Южно-Сахалинске, Холмском, Курильском и Северо-Курильском районах. В 14 муниципальных образованиях обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей ниже норматива 40 посадочных мест и составляет от 12,5 посадочного места в Александровск-Сахалинском городском округе (1 объект общедоступной сети) до 37,1 посадочного места в Долинском городском округе.


В структуре формирования оборота общественного питания в январе - декабре 2016 года на долю крупных коммерческих предприятий приходилось порядка 56% всего оборота, индивидуальных предпринимателей - 10,1%, малых предприятий (включая микропредприятия) - 34,1%, субъектов среднего предпринимательства - 1,1%.


Доля оборота организаций с основным видом деятельности "Общественное питание" составляла порядка 45,9%, из них доля малых предприятий - 17,5%. При этом увеличение объема оборота общественного питания по сравнению с аналогичным периодом 2015 года отмечалось по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства, которые формируют порядка 60% всего оборота общественного питания Сахалинской области. Субъектами малого предпринимательства допущено снижение оборота общественного питания.


На сегодняшний день сложившаяся конкуренция в сфере общественного питания способствует развитию ресторанов, кафе, баров различных направлений и стилей кухонь.


Вместе с тем слабо развит сегмент по оказанию услуг общественного питания населению с невысоким доходом, отмечается недостаток предприятий, предлагающих продукцию средней ценовой категории, специализированных организаций диетического питания, детских и молодежных кафе и т.д., что определяет необходимость в развитии предприятий общественного питания демократичных форматов, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд низкой ценовой категории.


Одновременно в рамках дальнейшего совершенствования региональной политики по развитию отраслевых сегментов, имеющих ярко выраженное социальное значение, а также в рамках перспективного направления в политике региона по привлечению туризма немаловажная роль отводится предприятиям общественного питания. Успешное развитие сферы общественного питания должно рассматриваться с позиции современной рыночной экономики и исходить из возрастания роли человека как потребителя и производителя продукции данной сферы. Обеспечение качественного и доступного питания сегодня рассматривается через призму приготовления блюд на основе сырья местного производства с учетом применения механизмов проектов "Региональный продукт".


В настоящее время основными нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятий общественного питания, является Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 03.07.2016). Одновременно организация услуги общественного питания регламентируется государственными и отраслевыми стандартами.