Недействующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы" (с изменениями на 27 декабря 2023 года)



Таблица 1



ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 - 2016 ГОДЫ

Показатели

Единицы измерения

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Количество хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании, всего

субъект

6790

6837

6479

6453

6282

6203

6127

в том числе:

юридические лица

субъект

1358

1547

1588

1605

1621

1573

1614

индивидуальные предприниматели

субъект

5432

5290

4891

4848

4661

4630

4513

Количество работающих в торговле и общественном питании

человек

27620

29217

28785

28657

28000

27300

26364

Инфраструктура

Объекты торговли - всего

единиц

3680

3734

3924

4012

4061

4032

3895

из них торговые центры и комплексы

единиц

112

138

145

149

156

159

156

Обеспеченность торговыми площадями

кв. м/1 тыс. жителей

594,52

856,1

867,9

1011,4

941

945,5

Обеспеченность площадями стационарных торговых объектов

кв. м/1 тыс. жителей

638

Рынки

единиц

20

19

11

11

8

9

9

в том числе:

универсальные

единиц

12

12

4

4

3

4

4

специализированные

единиц

5

5

4

4

4

4

4

Оборот розничной торговли в действовавших ценах

млн. рублей

89488,1

97388,9

103393,4

112666,5

122551,3

132950,3

134201,7

Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

101,3

102,2

101,4

101,8

100,7

96,1

95,6

Доля оборота торгующих организаций в стационарной торговле в общем объеме товарооборота

%

97,2

97,6

98,4

98,1

98,3

98,2

98,0

Доля рынков в общем объеме товарооборота

%

2,8

2,4

1,6

1,9

1,7

1,8

2,0

Среднемесячный оборот розничной торговли в расчете на душу населения

рублей

14944,3

16360

17429

19077

20854,4

22736,2

22951,1

Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

%

48,8

51,3

50,1

50,1

51,5

52,8

51,5

Удельный вес оборота розничной торговли непродовольственными товарами

%

51,2

48,7

49,9

49,9

48,5

47,2

48,5

Количество малых предприятий в сфере торговли

единиц

159

233

174

157

-

Оптовая торговля

Оборот оптовой торговли, всего

млн. руб.

50091,9

59661,2

61516,6

6453,2

82360,5

86712,9

101481,0

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

101,9

111,5

97,6

94,8

118,8

98,2

118,6

В т.ч. организаций оптовой торговли

млн. руб.

43469,8

49496,2

52649

50612,1

65265,1

71595,4

85330,7

К предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

117,8

112,0

97,5

94,9

113,1

102,4

120,7

Удельный вес организаций оптовой торговли в общем обороте оптовой торговли

%

86,8

83,0

82,8

82,4

79,2

82,6

84,1

Продажа товаров предприятиями других видов экономической деятельности

млн. руб.

6622,1

10165

10905,9

10841,2

17095,1

15117,5

16150,3

К предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

54,8

143,7

98,3

94,4

145,4

82,5

108,2

Доля субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли

%

44,9

41,1

46,5

43,8

38,3

37,1

49,1


На начало 2017 года в сфере торговли (розничная и оптовая торговля) было занято более 6 тысяч хозяйствующих субъектов. Количество работающих в отрасли составило 27,3 тысячи человек, что определило 10% уровень от численности экономически активного населения Сахалинской области.


В формировании розничного товарооборота Сахалинской области важную роль играет малый бизнес. В 2016 году на долю крупных организаций приходилось порядка 11% всего товарооборота. В то же время на долю субъектов малого бизнеса приходится чуть более 87%.


Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики по количеству малых и средних предприятий занимает торговля. В 2016 году в оптовой и розничной торговле количество предприятий составило 3956 единиц, что определило уровень в структуре учтенных по виду деятельности предприятий в параметре 22,6%. Сложившемуся положению дел (как положительный фактор) способствовал сформировавшийся низкий уровень государственного участия в сфере торговли, который не оказывает регулирующего воздействия на состояние конкуренции в отрасли. В целом число организаций с государственной и муниципальной собственностью по виду деятельности оптовая и розничная торговля составляет 12 единиц, или 0,3% от общего количества организаций, в том числе по виду деятельности розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, - 0,2%.


Высокий уровень конкуренции и концентрации малого бизнеса в отрасли определили общее направление макроэкономического развития торговли Сахалинской области. На протяжении ряда лет регион является лидером по продажам товаров на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. По итогам 2016 года в Сахалинской области реализовано на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров на сумму порядка 275 тыс. рублей.


Необходимый уровень продаж обеспечивается соответствующей отраслевой инфраструктурой, которая в Сахалинской области имеет тенденцию умеренного роста. На начало 2017 года отраслевая инфраструктура представлена 4 тысячами торговых объектов суммарной торговой площадью 311 тыс. кв. м, включая 156 торговых центров.


В то же время с учетом применения новой методологии расчета обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей, которая предполагает дифференцированный учет минимальных нормативов, сложившийся в регионе показатель обеспеченности превышает минимальный норматив на 5,3%. При этом в 6 муниципальных образованиях Сахалинской области отмечается недостижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов. В целом это определяет потенциал развития региональной торговой инфраструктуры в обозримой перспективе.


Вместе с тем в условиях перехода к более низкой траектории экономического роста, обусловленного рядом факторов (снижение возможностей стимулирования потребительского спроса потребительским кредитованием, усложнение общемировой экономической ситуации), возможно снижение потенциала отрасли в обеспечении своих основных функций, важными из которых являются удовлетворение спроса населения в социально значимых товарах, стимулирование развития производства и обеспечение занятости населения.


Одновременно без развития малых форматов замедляется решение задач в области импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами.


Как показывает анализ текущего состояния торговой отрасли, ее уровень развития неоднороден по муниципальным образованиям Сахалинской области. Несмотря на сложившиеся положительные тенденции, по ряду направлений в отдельных муниципальных образованиях торговля демонстрирует низкий уровень своего развития. Например, 51% площадей торговых центров и комплексов приходится на областной центр, на долю наиболее развитых муниципальных образований (городские округа Долинский, Корсаковский, Холмский, Охинский, Невельский) - 33%. А на долю оставшихся жителей, которые составляют порядка 29% населения Сахалинской области, приходится 16%.


Кроме того, отдаленные и труднодоступные территории Сахалинской области испытывают острый дефицит торговых объектов, вплоть до полного их отсутствия. Сегодня наиболее остро стоит проблема с обеспечением жителей населенных пунктов Макаровского, Охинского, Холмского, Томаринского, Тымовского, Углегорского районов.


С учетом труднодоступности ряда территорий Сахалинской области, а также в связи со слабой развитостью торговой инфраструктуры или ее полного отсутствия в отдельных населенных пунктах снабжение отдаленных территорий видится через развитие мобильной торговли (торговли с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств), которая является единственной возможностью удовлетворять спрос населения таких территорий.


Одновременно в решении социальных проблем села важную роль будет играть система потребительской кооперации. В Сахалинской области совершенно отсутствуют организации потребительской кооперации. В целях повышения уровня торгового обслуживания сельского населения Сахалинской области государственной программой предусмотрена организация потребительской кооперации в сельской местности путем ввода новых закупочных пунктов.


Недостаточная экономическая доступность, выраженная в регионе снижением реальных доходов населения Сахалинской области, наличием граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, на фоне усложнения экономической ситуации в Российской Федерации определяет систему рисков в области полноценного потребления населением качественных продуктов питания. На протяжении последних лет в структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес занимают продовольственные товары, что определяется безусловной их приоритетностью. Вместе с тем в 2014 году обозначилась и получила дальнейшее развитие в последующих периодах тенденция сокращения физического объема покупок населением таких важных продуктов питания, как мясо, молочные продукты, рыба, фрукты, овощи.