Важным инструментом в обеспечении стабильной работы продовольственного рынка региона остается формирование современной инфраструктуры оптовой торговли.
Сегодня оптовая торговля в Сахалинской области характеризуется относительной устойчивостью: отклонения количественных параметров в сторону уменьшения или увеличения составляют 2 - 3%.
Из числа обследованных организаций на долю частной формы собственности приходится 96,8% оборота оптовой торговли. Основная масса организаций и предприятий оптовой торговли размещается в г. Южно-Сахалинске, более 70% от общего количества предприятий и организаций. Остальная часть предприятий и организаций оптовой торговли функционирует в 10 муниципальных образованиях.
За последние два года оборот оптовой торговли демонстрирует достаточно высокие темпы роста относительно розничного товарооборота.
Из общего оборота оптовой торговли пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия составили 47,7%, топливная продукция - 31,6%.
На оборот организаций оптовой торговли приходится 84,1% общего объема оборота оптовой торговли. За 2016 год ими было реализовано потребительских товаров и продукции на сумму 85,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 20,7% больше, чем за 2015 год. Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, обеспечили 49,1% объема продаж. Вместе с тем, несмотря на высокую долю в структуре оборота оптовой торговли сегмента малого предпринимательства, его удельный вес ежегодно сокращается.
Для регионального сегмента оптовой торговли характерна архаичность организации процесса. В основном (за исключением отдельных сегментов, например рынка горюче-смазочных материалов) региональный оптовый рынок базируется на мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. В области практически не развиваются логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги. Это определяется низкой инвестиционной активностью со стороны хозяйствующих субъектов сферы оптовой торговли, что подтверждается объемом вложенных инвестиций в основной капитал, направленных на развитие оптовой торговли, который в 2016 году (без субъектов малого предпринимательства) составил 93390 тыс. рублей, или 0,04% общего объема инвестиций, направленных в экономику Сахалинской области. Из них на организации оптовой торговли машинами и оборудованием приходилось более 65,1%, при этом на долю оптовой торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - 1,3%.
Вместе с тем показатели развития оптовой торговли в целом свидетельствуют о потенциале развития инфраструктуры оптовой торговли, необходимости капиталовложений в целях создания современных складских баз.
Для решения данной проблемы требуется развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов сферы торговли, а также организация взаимодействия между субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров как направление, рассматривается сегодня определяющим в экономической политике региона. Это обусловлено стоящими задачами по обеспечению условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения. В рамках государственной программы в обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рынка предусмотрены мероприятия по организации и проведению выставок, ярмарок, выставок-продаж и иных мероприятий организующего характера.
В связи с отменой обязательной сертификации услуг розничной торговли и сокращением перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, возрастает актуальность повышения качества и обеспечения безопасности поступающих на потребительский рынок Сахалинской области товаров и услуг.
Увеличение количества обращений граждан в контролирующие органы с жалобами на некачественные товары и услуги свидетельствует о возрастании объемов поставок в торговые организации низкокачественных товаров.
Существенный вклад в обеспечение населения безопасной продукцией видится в становлении в регионе института общественного контролера (общественные некоммерческие организации, региональные партийные фракции, население).
Повышение качества услуг, предоставляемых населению организациями отрасли, наряду с развитием материально-технической базы и технологий обслуживания требуют профессиональной подготовки кадров. В настоящее время на региональном потребительском рынке по-прежнему активно применяется труд работников, не имеющих соответствующего образования. Отмечаются недостаточный уровень подготовки персонала для торговых организаций, дефицит квалифицированных кадров среднего звена.