Для успешной реализации государственной программы важное значение имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основных целей, решением задач государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации государственной программы выделяются внешние и внутренние риски.
а) Внешние риски:
Макроэкономические риски, выражающиеся в усложнении экономической ситуации, изменении рыночной конъюнктуры в сторону ухудшения (диспропорция спроса и предложения, развитие инфляционных процессов, снижение доходов населения, неконкурентность региональной продукции и т.д.), что определит последствия в виде законодательных ограничений, чрезмерного административного давления, снижения деловой активности со стороны бизнеса, сокращение торговых площадей, сокращение доли субъектов малого предпринимательства.
Способ преодоления риска - оперативное реагирование на изменения, происходящие в экономике, и внесение соответствующих изменений в государственную программу.
Правовые риски, выражающиеся в изменении федерального законодательства, длительности формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве в сферах торговли и услуг, а также в смежных областях.
б) Внутренние риски:
Финансовые риски, обусловленные возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, оптимизацией бюджетных расходов на сферу торговли и услуг, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;