Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

2.1. Анализ состояния отрасли в Российской Федерации


В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 1,2 млрд. га (69 процентов территории страны). Запасы древесины в лесах составляют 82 млрд. куб. м. (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины более 500 млн. куб. м.

Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. Освоение расчетной лесосеки составляет порядка 24 процентов, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах - менее 15 процентов. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.

Рост объема лесозаготовок за последние 10 лет происходит в основном на территории европейской части России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.

Однако темпы спада лесопромышленного производства в годы перехода к рыночной экономике были выше по сравнению со спадом промышленности России в целом. Объемы производства в лесной промышленности за период с 1988 по 1998 годы сократились в 4 раза.

Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в лесной торговле от ведущих стран мира.

В структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует, прежде всего, о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.

Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов позволяют прогнозировать возможность обеспечить России соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции.

Основой стратегии лесопользования в России должен быть принцип вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов.

Увеличение объема лесопользования предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, и повышения интенсивности лесопользования в освоенных лесах.

В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в Европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии лесопользования должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта с относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

В целях обеспечения развития лесного хозяйства необходимо активизировать решение задач по финансированию лесохозяйственных мероприятий, исходя из выделения для этих целей средств из бюджетов разных уровней, инвестированию (включая иностранные инвестиции) со стороны промышленных предприятий, общественных и международных фондов, юридических и физических лиц.

Необходимо осуществить переход к получению средств от использования участков лесного фонда за счет лесных податей и арендной платы как неналоговых платежей за пользование участками лесного фонда, размер которых устанавливается по результатам лесных торгов. Указанные средства поступают в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства требуется увеличить государственные инвестиции, в том числе:

создать экономическую модель, обеспечивающую возможность использования в лесном хозяйстве средств внебюджетных источников на капитальные вложения;

использовать лизинг в лесном хозяйстве;

принять меры по увеличению капитальных вложений на охрану лесов от пожаров, на борьбу с лесонарушениями.

Россия активно участвует в деятельности Международного союза лесных исследовательских организаций и в работе всемирных лесных конгрессов.

Принимая во внимание обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства и лесного сектора экономики в целом, необходимо осуществить переоценку результатов выполнения международных обязательств России в области лесного хозяйства и установить приоритетные направления сотрудничества в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов. Предусматривается активизация деятельности в повышении роли России в международном сотрудничестве по следующим направлениям:

осуществление комплекса мероприятий для повышения доли России в мировом лесном экспорте (особенно продукции глубокой переработки древесины) с учетом конъюнктуры мирового лесного рынка и потенциальных возможностей стран-конкурентов;

создание и развитие признаваемой международным сообществом системы лесной сертификации;

расширение международного сотрудничества (на двусторонней и многосторонней основе) в сфере дистанционных методов учета и мониторинга запасов лесных ресурсов, обнаружения, прогнозирования и мониторинга лесных пожаров и вспышек массового размножения насекомых-вредителей;

разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.

Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие законодательства в области лесного хозяйства и лесопользования, государственного управления, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих следующие вопросы:

эффективное осуществление лесопользования на праве аренды и концессии участков лесного фонда;

обеспечение благоприятного инвестиционного климата при лесопользовании, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;

обеспечение эффективного экономического механизма пользования лесным фондом;

упорядочение предоставления льгот при пользовании лесными ресурсами;