КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 мая 2011 года N 330-р

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


С целью определения ключевых направлений развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области на период до 2025 года и во исполнение пункта 2.16 плана мероприятий по формированию комплексной системы планирования, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2009 N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области":

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение первоочередных мероприятий, предусмотренных Стратегией развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области до 2025 года, обеспечить их выполнение.

3. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) В.А.Ковалева.

5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 4 мая 2011 года N 330-р

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 Введение


Лесоперерабатывающая промышленность исторически была и остается одной из важнейших и перспективных отраслей народного хозяйства России.

В последние годы положение в лесопромышленном комплексе особенно обострилось в связи с рядом специфических особенностей, присущих лесопромышленному комплексу. Оно осложняется большим числом разного рода коммерческих предприятий и предпринимателей, представляющих в основном малый и средний бизнес, сезонностью работ и некоторыми другими специфическими особенностями.

Изменения в системе государственного управления, произошедшие в стране в ходе осуществления административной реформы, бюджетно-финансовой реформы, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений. Новый Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 2007 года, не внес кардинальных мер в создание условий существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор.

В результате лесозаготовительные предприятия оказались наиболее уязвимым звеном при проведении экономических реформ, а деревоперерабатывающие предприятия не смогли обеспечить себя сырьем.

Во всех странах, обладающих лесными ресурсами, в последнее время наблюдаются существенные изменения в политике лесопользования, которые привели к созданию такой законодательной и нормативной базы на национальном уровне, которая требует оценки экологических последствий управления лесным хозяйством. В то же время большое значение придается максимальному использованию лесных ресурсов, что способствует интенсивному развитию регионов.

Значительность лесных территорий и ресурсов, их значимость для экономики Кемеровской области налагает особую ответственность лесоводов за состояние, охрану и рациональное использование лесов.

Процесс реформирования, который осуществляется у нас в лесном комплексе, находится под пристальным вниманием специалистов разных отраслей, особенно тесно сопряженных с использованием продукции из древесины. Эти вопросы волнуют не только наших соотечественников, но и иностранных партнеров.

Стратегия развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области направлена на реализацию современных требований к рациональному, непрерывному, неистощительному лесопользованию, сохранению и преумножению экологического, ресурсного потенциала лесов в интересах населения Кемеровской области.

Стратегия развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, а также в соответствии с приоритетами развития, обозначенными в других нормативных документах Российской Федерации, Кемеровской области.


1. Общие положения


Лесной фонд Кемеровской области длительное время рассматривался как источник получения древесины для нужд народного хозяйства. В этом направлении было организовано интенсивное лесопользование в 40 - 80-е годы прошлого столетия.

В условиях экологических реальностей леса Кемеровской области обладают высокой природоохранной ценностью, в настоящее время не утратили средообразующих функций и реально "работают" на улучшение среды нашего обитания. Организация лесопользования на территории области должна строиться с учетом этого понимания на длительный период.

В настоящее время ресурсный и экологический потенциалы лесов области используется пока недостаточно эффективно и не соответствует современному уровню.

Отсутствие в области лесоперерабатывающих предприятий по глубокой химико-механической обработке древесины привело к тому, что производимая у нас лесная продукция обладает низкой конкурентной способностью, продукция из лиственных пород деревьев оказывается невостребованной, за исключением продукции из деловой древесины березы.

В настоящее время не тронутые рубкой спелые и перестойные древостои хвойных пород представлены в значительной части лесонасаждениями низких классов бонитета (IV - V) в средне - и высокогорной зоне (с абсолютными отметками 700 - 900 м) с корневым запасом порядка 100 куб. м на 1 га и выходом ликвидной древесины 60 - 70 куб. м на 1 га.

Лесоэксплуатация таких насаждений в условиях Кемеровской области является высокозатратной, во многих случаях экономически невыгодной.

1.1. Цель и задачи

Целью развития лесопромышленного комплекса для Кемеровской области является формирование устойчивой и стабильной системы лесных отношений, позволяющей обеспечить благополучную среду обитания человека, сохранить сложившийся потенциал биологического разнообразия и на этой основе развить достойный социально-экономический и экологический уровень и высокое качество жизни населения во втором десятилетии XXI века.

Прежде всего, необходимо развитие социально-экономической системы инновационного типа, способной решить в полном объеме проблемы сохранения, сбережения и приумножения лесов, обеспечить непрерывное, рациональное и неистощительное использование лесных ресурсов.

Опыт последних лет показывает целесообразность совершенствования управления лесным хозяйством, создания условий, обеспечивающих качественное воспроизводство лесов на основе технологий по сокращению сроков смены пород, сохранения ресурсного, рекреационного, экологического потенциалов лесов.

Устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом должно способствовать и стимулировать развитие использования лесных ресурсов, повышение доходности деятельности в сфере лесного хозяйства и производства продукции от переработки древесины и других лесных ресурсов.

Основными задачами для достижения поставленной цели являются:

сохранить качество экологической среды территории области, осуществляя экономический рост деятельности в сфере использования лесных ресурсов на базе экологически чистых технологий;

повысить интенсивность ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

усовершенствовать экономические механизмы развития перерабатывающих производств в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

обеспечить дальнейшее совершенствование и развитие рыночных отношений в лесопользовании.

На первом этапе необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.

На втором этапе предусматривается осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциалов лесов России.

Непосредственно в Кемеровской области для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих дополнительных задач:

провести анализ состояния и перспективы использования лесного фонда Кемеровской области;

внедрить с учетом лесорастительных зон эффективные технологии лесовыращивания, лесозаготовок, деревообработки и сертификации продукции;

предложить перечень проектов и программ по комплексному использованию лесных ресурсов и планируемые социальные, экономические и экологические эффекты, выработать механизмы и условия, обеспечивающие эффективное развитие лесного сектора экономики;

обеспечить подготовку профессиональных рабочих и высококвалифицированных специалистов управленческого персонала.

1.2. Приоритетные направления государственной политики Российской Федерации

Приоритеты государственной политики на федеральном уровне обозначены в системных стратегических документах Российской Федерации и отраслевых ведомственных программах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

параметры прогноза к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

достижение сбалансированной возрастной структуры лесов для выращивания наиболее продуктивных пород древесины целевого назначения;

развитие долгосрочной аренды лесов как формы, обеспечивающей непрерывное, неистощительное лесопользование и эффективное лесовосстановление;

создание условий для полной переработки древесины на конкурентную продукцию;

внедрение современных технологий, оборудования и машин для лесовыращивания, лесозаготовок и переработки древесины;

повышение производительности труда и заработной платы рабочих.

В лесозаготовительном производстве планируемые мероприятия связаны с техническим перевооружением организаций, а также с развитием транспортной сети.

В деревообрабатывающем производстве основной целью является не только техническое перевооружение организаций, но и строительство новых производственных мощностей и увеличение выпуска продукции глубокой переработки, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Внешние инвестиции необходимо направлять на использование мягколиственной древесины.

Созданные производственные мощности должны быть ориентированы на выпуск изделий для удовлетворения растущих потребностей населения в деревянном домостроении, для промышленных и сельскохозяйственных организаций, на организацию участков по утилизации отходов лесопереработки, переработку низкосортной и мелкотоварной древесины для использования в качестве альтернативного биотоплива.

Переработка леса в России и за рубежом - это не только переработка древесины как сырья: технологии рубок, транспортировка, хранение древесины, лесопиление, то есть деревообработка, но и переработка вторичных лесных ресурсов (из отходов лесосек и деревообработки); целлюлозно-бумажное производство (ЦБП); мебельное производство. Кроме того, это получение и переработка недревесной продукции: подсочка леса, комплексная переработка живицы, малая лесохимия (переработка древесной зелени, пиролиз древесины, гидролизное производство, дегтекурение, углежжение), а также побочное пользование леса (заготовка грибов, ягод, лекарственных растений, пчеловодство).

Эксплуатация естественных лесов может и должна обеспечивать устойчивый выход широкого ассортимента лесоматериалов и побочных продуктов пользования лесом, сохранить экологические функции леса, сохранить биологическое разнообразие, обеспечить средства к существованию людям.

1.3. Приоритеты социально-экономического развития Сибирского федерального округа

Стратегия развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности соответствует долгосрочным приоритетам региональной экономики, определенным Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, а именно:

действиям по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса на территории Сибирского федерального округа. Масштабность намеченных в Сибири проектов и принятых Правительством Российской Федерации решений по формам и методам их реализации требует координации действий органов власти всех уровней - от федерального до муниципального, бизнеса и гражданского общества на качественно новой правовой основе;

мерам по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2010 N 1120-р, определяющим долгосрочные ориентиры экономического развития и принципы государственной экономической политики в отношении Сибири, предусматривающие диверсификацию экономики, усиление роли инноваций и рост уровня жизни населения. Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса;

действиям Координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" с участием представителей Кемеровской области, способствующим:

определению перспективных направлений в создании мощностей по лесопереработке;

оказанию поддержки предприятиям, осуществляющим новые формы продаж, изучение рынков сбыта лесной продукции как в России, так и за рубежом;

содействию в разработке комплекса организационно-технических мероприятий государственной поддержки лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Сибири;

подготовке предложений по совершенствованию законодательной базы на федеральном и территориальном уровнях.

Значимость лесопромышленного сектора Кемеровской области определяется наличием и состоянием лесного фонда. Запас древесины в лесах на территории Кемеровской области и его соотношение с соседними регионами Сибирского федерального округа представлен в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Регионы

Общий запас древесины, млрд. куб. м

В том числе в спелых и перестойных лесах

всего

по хвойным породам

Сибирский федеральный округ

33,1

19,0

15,3

Кемеровская область

0,7

0,29

0,17

Красноярский край

7,8

4,9

3,9

Томская область

2,8

1,7

0,7

Республика Алтай

0,73

0,31

0,26

Омская область

0,6

0,3

0,04

Новосибирская область

0,5

0,15

0,03

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»