ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 года N 396-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 23.05.2016 N 584-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 23.05.2016 N 584-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области" на 2016 - 2018 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.".
1.2. Областную целевую программу "Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области" на 2016 - 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 23.05.2016 N 584-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 16.05.2017 N 396-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Сроки реализации ОЦП | 2016 - 2018 годы | |
Куратор ОЦП | первый заместитель Председателя Правительства области Костин Виктор Геннадьевич, тел. (4852) 40-14-83 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент образования Ярославской области (далее - ДО ЯО) | директор ДО ЯО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95 |
Исполнители ОЦП | департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее - ДФКСиМП ЯО) | директор ДФКСиМП ЯО Сорокин Александр Борисович, тел. (4852) 40-04-99 |
департамент культуры Ярославской области (далее - ДК ЯО) | директор ДК ЯО Васильева Марина Владимировна, тел. (4852) 30-52-29 | |
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | ||
всего | 2016 год | 2017 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | |||
- областные средства | 38730,40 | 4440,20 | 34290,20 |
- федеральные средства | 57122,20 | 0,00 | 57122,20 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | |||
- местные бюджеты | 225,80 | 225,80 | 0,00 |
Итого по ОЦП | 96078,40 | 4666,00 | 91412,40 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП
1. Система дополнительного образования Ярославской области включает:
- 84 организации дополнительного образования сферы образования, в них функционирует 6333 детских объединения (2013 год - 6226 объединений). Всего в данных организациях сферы образования занимаются 88024 ребенка;
- 38 образовательных организаций сферы культуры: 20 детских школ искусств, 4 детские художественные школы, 13 детских музыкальных школ, 1 детскую хоровую школу. Общее количество обучающихся - 13038 детей (в 2013 году - 12896 детей);
- 41 спортивную школу в сфере физической культуры и спорта, в которых занимаются 21809 детей (2013 год - 42 школы, 21262 ребенка), из них 13 детско-юношеских спортивных школ (2013 год - 13 школ), 28 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (2013 год - 29 школ).
В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования (далее - ОДО) региональной системы образования представлены детские объединения:
- технической направленности - 298 объединений, 3250 детей (2013 год - 282 объединения, 3657 детей);
- спортивно-технической направленности - 69 объединений, 852 ребенка (2013 год - 83 объединения, 1053 ребенка);
- эколого-биологической направленности - 427 объединений, 5643 ребенка (2013 год - 405 объединений, 5294 ребенка);
- спортивной направленности - 1164 объединения, 18039 детей (2013 год - 1316 объединений, 19061 ребенок);
- художественной направленности - 2518 объединений, 33772 ребенка (2013 год - 2297 объединений, 31833 ребенка);
- культурологической направленности - 141 объединение, 1968 детей (2013 год - 208 объединений, 2775 детей);
- туристско-краеведческой направленности - 396 объединений, 5583 ребенка (2013 год - 381 объединение, 5271 ребенок).
2. Все государственные ОДО финансируются на основе государственных заданий в соответствии с нормативными затратами на предоставление государственной услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ. Значительная часть ОДО имеет статус автономных, что дает им большую свободу в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Органами местного самоуправления муниципальных образований области в сфере образования разрабатываются подходы к формированию нормативов на реализацию дополнительных образовательных программ для детей. Большинство руководителей ОДО переведены на эффективный контракт.
В системах образования, культуры, спорта и работы с молодежью Ярославской области разработаны отраслевые системы оплаты труда, в которых для организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, предусмотрен стимулирующий фонд оплаты труда и определены соответствующие критерии.
3. В сфере образования организовано сетевое взаимодействие организаций общего образования и ОДО.
В регионе разработана Концепция межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области, направленная на развитие одаренных и талантливых детей, их сопровождение, поддержку и продвижение в социальную сферу и экономику региона в рамках регионального образовательного пространства на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта и работы с молодежью.
В регионе формируется и реализуется межведомственный календарь массовых мероприятий с участием обучающихся (с учетом мероприятий в системах образования, культуры, спорта и работы с молодежью).
4. Развиваются формы государственно-общественного управления. В структуре ОДО Ярославской области важное место занимают разнообразные формы коллективного управления, в том числе государственно-общественного управления, - попечительские, управляющие и другие советы, в состав которых входят руководители, педагоги и обучающиеся организации, представители родительской общественности, органов местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-сообществ. Практически во всех образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы, созданы различные общественные советы.
5. В соответствии с законодательством у всех ОДО области имеются сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещается информация о дополнительных образовательных программах и сроках их реализации. Техническую поддержку сайтов осуществляет государственное учреждение Ярославской области "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании".
В рамках концепции регионального портала "Таланты Ярославии", направленного на информационное сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи, разрабатывается информационный сервис для родителей и детей, содержащий полную информацию о региональной системе дополнительного образования детей (виртуальная карта дополнительного образования детей).
6. Повышение квалификации кадров для системы дополнительного образования области осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". В 2014 году в нем создана кафедра дополнительного и неформального образования. В рамках работы кафедры реализуются программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации по актуальным для системы дополнительного образования направлениям.
Для оценки эффективности ОДО разработана, апробирована и внедрена в практику методика самооценки деятельности, позволяющая соотнести планируемые и фактические образовательные результаты, выявить тенденции развития, определить проблемные зоны и спланировать новый уровень достижений обучающихся. Опыт Ярославской области по организации дополнительного образования детей и реализуемых дополнительных образовательных программ представляет интерес для педагогической и научной общественности Российской Федерации и рекомендован к распространению на федеральном уровне.
7. В ОДО сферы культуры продолжается перевод образовательного процесса на общеобразовательные программы в области искусств (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), который будет завершен в 2016 году. Основными целями реализации новых образовательных стандартов являются повышение качества образования, профессиональное самоопределение детей, повышение статуса детской школы искусств как учреждения профессиональной направленности.
8. Активно развивается коммерческий сектор, предоставляющий дополнительные образовательные услуги на платной основе. Отвечая потребностям, возникшим в обществе, наиболее активно развиваются такие коммерческие направления, как школы, студии обучения иностранным языкам, центры, клубы раннего развития детей, студии, школы обучения современным танцам, эстрадному вокалу, обучения игры на гитаре. На базе крупных спортивных сооружений на платной основе действуют группы обучения детей плаванию, верховой езде, фигурному катанию и др.
Растет доля участия в рынке дополнительных образовательных услуг и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). По состоянию на 01 января 2014 года в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Ярославской области содержатся сведения о 2371 СО НКО. Деятельность 70 СО НКО включает в себя работу с детьми и молодежью.
Пятьдесят процентов СО НКО, имеющих отношение к образовательной деятельности, направляют свои усилия на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Примерно 25 процентов СО НКО предлагают детям обучение, освоение предметных областей. СО НКО осуществляют образовательную деятельность художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности.
Около 25 процентов СО НКО позиционируют себя как организации, развивающие те или иные способности детей: творческие, коммуникативные, социальные.
Связи между организациями, предоставляющими услуги на платной основе, и организациями, финансируемыми из областного и местных бюджетов, практически отсутствуют.
9. В целом система дополнительного образования Ярославской области, реализующая дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, позволяет удовлетворять основные потребности детей в дополнительном образовании.
Вместе с тем в ОДО имеется ряд серьезных проблем, требующих решения:
- устаревшие образовательные программы и технологии;
- физическое и моральное старение отдельных зданий и учебно-материальной базы ОДО для реализации современных, востребованных населением дополнительных образовательных программ;
- недостаточное для решения современных задач дополнительного образования финансовое обеспечение дополнительных образовательных программ;
- отсутствие эффективного механизма реагирования системы дополнительного образования на изменение образовательных потребностей жителей области;
- несовершенство механизмов финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ, особенно на муниципальном уровне;
- ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (образование, культура и спорт);
- отсутствие единой системы учета обучающихся.
10. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р, отмечено, что "все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков".
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Основные направления реализации Концепции развития дополнительного образования детей предполагают:
- обеспечение доступности дополнительного образования детей;
- увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами;
- расширение спектра дополнительного образования детей;
- развитие системы управления качеством реализации дополнительного образования детей;
- развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
- расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;
- модернизацию инфраструктуры дополнительного образования детей.
Эти направления составляют основу ОЦП.
II. Цель ОЦП
Наименование цели | Показатель | |||||
наименование | единица измерения | базовое значение | плановое значение | |||
2016 год | 2017 год | 2018 год | ||||
Обеспечение доступности дополнительного образования детей в Ярославской области | доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста | процентов | 71,8 | 72,0 | 72,0 | 72,6 |