Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ"

Этапы внедрения системы


Некоторые практические рекомендации:

1-й этап. Обучение руководства и персонала.

2-й этап. Подбор и назначение руководством группы ХАССП, которая несет ответственность за разработку, внедрения и поддержание системы ХАССП в рабочем состоянии.

3-й этап. Сбор исходной информации и анализ действующих процедур.

Это самый трудоемкий этап, на котором работа ведется по трем направлениям:

- сбор действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил, необходимых для выбора потенциально опасных факторов, технологических регламентов;

- составление информации о продукции, по каждому виду, технологических схем, блок-схем производственных процессов с учетом требований ГОСТ Р 51705.1-2001;

- актуализация планировок производственных, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых зон, технологических планировок, инструкций по обслуживанию и ремонту технологического оборудования, организации входного контроля, контроля продукции в процессе производства и готовой продукции, уборке, личной гигиене персонала, мойке оборудования и инвентаря, обработке санитарной и спецодежды, дезинфекции, дератизации помещений, метрологическому обеспечению производства.

Если на предприятии внедрена система менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001:2000, то оно имеет меньше трудностей и проблем при создании системы ХАССП и система ХАССП при этом будет работать более эффективно.

4-й этап. Сбор информации о потенциальных видах опасностей.

Так как не все опасные факторы (физические, химические, микробиологические) учтены в требованиях СанПин, необходимо будет найти и упорядочить информацию в документах Постановления Европейского парламента и совета ЕС N 852/2004 от 20 апреля 2004 г. "Санитарно-гигиенические правила для производства пищевой продукции", справочниках, публикациях в печати и других источниках.

5-й этап. Анализ рисков и выбор учитываемых опасных факторов.

По каждому потенциально опасному фактору для каждой группы производимой продукции по методике, определенной ГОСТ Р 51705.1, приложение Б, проводят анализ риска с учетом вероятности появления фактора и значимости его последствий и составляют перечень факторов, по которым риск превышает допустимый уровень.

6-й этап. Разработка планово-предупреждающих действий.

Определяются и документируются предупреждающие действия, которые устраняют риски или снижают их до допустимого уровня.

К предупреждающим действиям относят:

- контроль параметров технологического процесса производства;

- термическую обработку;

- применение консервантов;

- использование металлодетектора;

- периодический контроль концентрации вредных веществ;

- мойку и дезинфекцию оборудования, инвентаря, рук и обуви и др.

7-й этап. Выбор и составление перечня критических контрольных точек.

Критические контрольные точки (ККТ) представляют собой идентифицированные места проявления (действия) опасных факторов, которые устанавливаются в зависимости от вида продукта, технологии его производства, используемого оборудования, типа упаковочного материала. В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 51705.1-2001, приложение В критические контрольные точки определяются методом "дерева принятия решения".

8-й этап. Оформление рабочих листов ХАССП.

Для каждой критической контрольной точки в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 51705.1-2001, приложение Г, составляются рабочие листы, особое внимание при этом уделяется выбору корректирующих действий в случае нарушения предельных значений контролируемых параметров.

9-й этап. Разработка системы мониторинга.

Для каждой критической точки должна быть разработана система мониторинга для проведения в плановом порядке наблюдений и измерений, необходимых для своевременного обнаружения нарушений критических пределов и реализации соответствующих предупреждающих и корректирующих воздействий (наладок процесса).