Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ"

Таблица 25 - SWOT-анализ развития агрокластеров в Республике Саха (Якутия)

Преимущества (сильные стороны)

Недостатки (слабые стороны)

Наличие сельскохозяйственных угодий и пастбищ для производства кормов;

Наличие пашни для производства зерна, картофеля и овощей;

Наличие племенной базы по коневодству, оленеводству;

Наличие трудовых ресурсов;

Наличие научного потенциала в АПК;

Наличие помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птицы;

Наличие спроса населения на качественную продукцию, производимую местными производителями.

Экстремальные природно-климатические условия;

Низкая плотность населения;

Недостаточное использование конкурентных преимуществ сельских территорий;

Слабая инфраструктура;

Слабая материально-техническая база;

Слабые кооперационные связи между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями;

Высокая энергозависимость;

Недостаточное использование сырьевого потенциала;

Низкая инновационная активность предприятий;

Слабая маркетинговая деятельность, в том числе брендинг.

Возможности

Риски

Использование преимуществ общей кластерной политики;

Пересечение с туристско-рекреационным кластером;

Возможность развития новых направлений;

Возможность получения синергетического эффекта от работы центра коллективного пользования оборудованием, совместного использования каналов сбыта.

Снижение спроса на продукцию;

Сокращение внутреннего рынка;

Низкий уровень взаимосвязей между участниками кластера;

Низкий уровень участия органов исполнительной власти республики и местного самоуправления в реализации кластерных проектов;

Риски выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий.

          

Для успешного создания и эффективного функционирования агрокластеров в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года рекомендуется соблюдать следующие необходимые условия:

a) наличие ядра агрокластера - "якорного" предприятия;

b) наличие органа управления агрокластером;

c) наличие участников агрокластера любых форм собственности, осуществляющих деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и / или предоставляющих сопутствующие услуги по транспортировке, упаковке, продаже сельскохозяйственной и промысловой продукции;

d) наличие у ядра агрокластера объектов недвижимости с производственными, административными, складскими, офисными и иными помещениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения сельскохозяйственных производств и услуг, расположенных на компактной территории;

e) наличие убойного цеха с холодильными установками, овощехранилищ, мясоперерабатывающего, молочного, колбасных, рыбоперерабатывающих и других цехов в зависимости от типа по отраслевому признаку;

f) наличие логистической инфраструктуры.

Условия могут быть скорректированы по итогам разработки плана развития конкретного агрокластера и в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства.

Концепция, план развития, участники, ядро, управляющая компания агрокластера, государственные и инвестиционные денежные средства, производственные и офисные помещения, обслуживающая инфраструктура должны быть рассмотрены по каждому кластеру отдельно с учетом показателей и факторов. В плане развития агрокластера должна быть разработана цепочка создания ценности по видам продукции.

Государственная поддержка агрокластера может осуществляться по двум направлениям: путем снижения или возмещения затрат участников кластера (субсидии) и путем оказания помощи предприятиям в освоении новых рынков (продвижение товаров, правовая поддержка, софинансирование маркетинговых расходов).

Таким образом, формирование и развитие агрокластеров в республике позволит за счет использования эффекта синергизма повысить эффективность АПК. Среди положительных эффектов можно назвать увеличение налогооблагаемой базы республики, повышение уровня занятости сельского населения, развитие инфраструктуры села, а также повышение предпринимательской активности на рынках АПК.