Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ


 1. Общая характеристика направления развития воспитания "Поддержка семейного воспитания"


Актуальность формирования ответственного и позитивного родительства очевидна и является одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р.

Анализ положения семей, проживающих на территории Ярославской области, выявил следующие основные проблемы поддержки семьи и семейного воспитания:

- социально-экономические: наличие трудностей в адаптации семей с детьми к условиям рыночной экономики, порождающим социальное неравенство и напряженность в обществе и обуславливающим потребность семей в государственной поддержке; значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; низкий уровень комфортности проживания семей в сельской местности;

- демографические: низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения; низкое количество детей и молодежи в демографической структуре населения; трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака; трансформация репродуктивного поведения, откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли первых рождений детей в зрелом возрасте родителей;

- социально-педагогические: снижение ценности семейного образа жизни, ослабление потребности в детях, распространенность разводов, внебрачных рождений; значительное число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родителей в родительских правах; распространение семейных конфликтов; низкий уровень правовой и психологической культуры семьи;

- медико-социальные: недостаточный уровень ответственности многих родителей за свое здоровье и здоровье детей; низкий уровень репродуктивного здоровья населения (в частности, высокий уровень онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, увеличение случаев женского и мужского бесплодия); значительное число семей, нуждающихся в государственной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией;

- организационно-управленческие: отсутствие системы своевременного взаимоинформирования между органами, работающими в сфере профилактики жестокого обращения в отношении детей, о выявленных случаях (фактах) проявления насилия над детьми, в том числе о случаях детского суицида; недостаточная развитость сферы предоставления услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; недостаточное число негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям; недостаточный уровень популяризации услуг среди населения, в том числе с использованием интернет-ресурсов; несформированная система непрерывного образования специалистов по работе с разными типами семей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и консультационные услуги являются одним из эффективных способов реализации данного направления. Организация и проведение консультаций, семинаров, мастер-классов для родителей позволят грамотно выстроить не только детско-родительские отношения, но и качественно повлиять на взаимоотношения между супругами, что в свою очередь способствует благоприятному психологическому климату в семье.

Инфраструктура и ресурсы в сфере государственной молодежной политики Ярославской области:

- 23 социальных учреждения молодежи муниципальных образований Ярославской области;

- 29 клубов молодых семей, действующих на территории муниципальных образований. Общее количество участников клубов - около 1900 человек.

В рамках деятельности учреждений молодежи специалистами организуется работа по следующим направлениям:

- "Подготовка молодежи к семейной жизни";

- "Подготовка молодых супругов к рождению ребенка";

- "Развитие навыков семейного воспитания";

- "Работа с семьями в рамках деятельности клубов молодых семей".

Специалистами проводятся индивидуальные консультации, групповые психолого-педагогические занятия для молодежи и молодых супругов без детей, для молодых супругов, ожидающих рождения ребенка, для молодых родителей с детьми от 3 лет.

Приоритеты в работе:

- укрепление института семьи в Ярославской области;

- пропаганда среди молодежи семейного образа жизни, формирование психологической готовности к созданию и сохранению семьи;

- повышение роли молодой семьи в демографических процессах общества, поддержка материнства, отцовства и детства, формирование ответственного отношения и психологической готовности к родительству;

- поддержка деятельности общественных объединений (клубов) молодых семей, содействие развитию направлений и форм семейного досуга и творчества, формирование активной позиции молодых семей в отношениях с государственными и общественными институтами.

ГУ ЯО "ЯОМИЦ" ведет методическое и информационное сопровождение деятельности социальных учреждений молодежи муниципальных образований области и клубов молодых семей муниципальных образований области, организуя консультации, семинары, круглые столы, проводит экспертизы материалов, разрабатывает авторские методические продукты (методические комплексы, дополнительные образовательные программы, методические рекомендации, психолого-педагогические занятия, буклеты, брошюры и так далее), направленные на организацию работы с молодежью и молодыми семьями.

В рамках информационного сопровождения на молодежном портале Ярославской области публикуются материалы о мероприятиях, организуемых социальными учреждениями молодежи и клубами молодых семей, а также ведется постоянная рубрика "Я. Ты. Мы. Все об отношениях в семье и за ее пределами".

Основные проблемы и риски, возникающие по мере реализации деятельности в данном направлении:

- низкий уровень культуры обращения молодой семьи к специалистам помогающих профессий на этапе, предшествующем возникновению трудностей психологического и педагогического характера, или на начальном этапе их преодоления;

- закрытость неблагополучной семьи для специалистов, чья деятельность направлена на оказание поддержки;

- низкий уровень межведомственного взаимодействия на местах со специалистами смежных отраслей.