Региональные информационные ресурсы включают информационные, информационно-образовательные, учебно-методические сайты и порталы, порталы дистанционного обучения и оказывают влияние на формирование личностных качеств и компетенций обучающихся, в частности информационной, коммуникативной.
Региональные ресурсы:
- информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области: http://www.edu.yar.ru/;
- портал патриотического движения Ярославской области "Ярпатриот": http://yarpatriot.ru/;
- молодежный портал Ярославской области: http://www.molportal.ru/;
- региональный портал "Таланты Ярославии": http://talant.edu.yar.ru/;
- сайт интернет-проекта "Подросток и закон": http://podrostok. edu.yar.ru/;
- литературная карта Ярославского края и другие.
Воспитательная функция реализуется за счет формирования банков информационных (информационно-образовательных) ресурсов, направленных на достижение учебно-воспитательных целей, и предоставления их педагогам, обучающимся, родителям.
Возможности, предоставляемые современными информационными и телекоммуникационными системами и сервисами информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяют усилить мотивацию детей и педагогов к совместной деятельности в современном информационном пространстве. Эффективность воспитательного воздействия может быть обусловлена со стороны обучающихся (молодежи) большим интересом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствам коммуникации, со стороны педагогов - уважением к молодежным ценностям, глубиной воздействия (информирование, популяризация, консультирование, обучение).
Важным аспектом представляемого направления развития воспитания является развитие социального партнерства педагогов, детей и их родителей в процессе сетевой активности, в том числе знакомство родителей с ресурсами информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и рекомендациями по их использованию, повышение уровня информированности родителей о возможных способах организации взаимодействия родителей с детьми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством вовлечения их в совместную продуктивную деятельность.
Проблемы:
- недостаточная педагогическая информационно-коммуникативная компетентность педагогов, в том числе в вопросах проектирования и организации познавательной деятельности детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Многие педагоги не до конца осознают дидактический потенциал информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средств коммуникации, не имеют собственного опыта сетевого образования, опыта использования возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для решения задач учебно-воспитательного (образовательного) процесса и не готовы инициировать деятельность обучающихся;
- у родителей также не сформирована готовность к поддержке и инициированию продуктивной образовательной и культурно-просветительской деятельности детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организации совместной продуктивной деятельности с детьми. Для родителей нужны не только каталоги и описания, знакомящие с ресурсами информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но и рекомендации по их использованию.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
N | Содержание воспитательной деятельности | Способы реализации направления | Образовательные организации, общественные объединения (ассоциации) | Региональные и инициативные проекты | Информационные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам различных субъектов воспитательного процесса (создание информационной среды) | оказание информационной поддержки реализации Программы, в том числе с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации | ДО ЯО, | информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области (http://www.edu.yar.ru/) | |
2 | Содействие в популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения | создание, развитие, оказание поддержки сайтам (порталам) государственных учреждений, занимающихся вопросами воспитания молодежи, в том числе сайтов, содержащих ресурсы региональных, межрегиональных и международных интернет-проектов, задачами которых являются содействие воспитанию толерантного отношения к культуре и традициям других народов и стран, формирование современных механизмов продвижения идей межкультурного диалога среди молодежи | ДО ЯО, | международный интернет-проект "Мосты дружбы", региональный проект "Диалог культур", | информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области (http://www.edu.yar.ru/), |
ведение рубрик на сайте ГАУК ЯО "Центр имени В.В. Терешковой": еженедельные астрономические новости, календарь космонавтики; вопрос-ответ по астрономии | ГАУК ЯО "Центр имени В.В. Терешковой" | www.yarplaneta.ru | |||
3 | Создание банков информационных и образовательных ресурсов по направлениям развития воспитания, в том числе для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, ведущих воспитательную деятельность с обучающимися, руководящих и педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих подготовку и обучение в сфере дополнительного профессионального образования педагогических работников | создание (разработка) информационных и образовательных ресурсов в рамках реализации региональных проектов, региональных мероприятий | ДО ЯО, | региональный проект "Интерактивная карта музеев образовательных организаций", | сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247), |
разработка дополнительных профессиональных программ педагогических практик, технологий в области воспитания | ДО ЯО, | портал дополнительного профессионального образования по вопросам воспитания (http://dpo.iro.yar.ru/) | |||
разработка методических материалов для проведения бесед, дискуссий, занятий, круглых столов для детей и молодежи | ДО ЯО, | сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247) | |||
4 | Организация взаимодействия (сетевое взаимодействие) субъектов воспитательного процесса с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средств коммуникации, включая ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | организация практики дистанционного взаимодействия, методической и информационной помощи специалистов учреждений образования, социальных институтов, заинтересованных служб и ведомств | ДО ЯО, | ||
организация совместной продуктивной деятельности детей, педагогов, родителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сетевого взаимодействия) | ДО ЯО, | региональный проект "Родительская академия "Родитель+", | |||
организация культурно-просветительской и образовательной деятельности детей (различного рода мероприятий) с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средств коммуникации | ДО ЯО, | ||||
5 | Обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию | реализация программ по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, по профилактике интернет-зависимости | ДО ЯО, | ||
6 | Обеспечение информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде | проведение мероприятий для детей в рамках проекта "Неделя безопасного интернета". Проведение цикла мероприятий по пропаганде ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ДО ЯО, | сайт ГУК ЯО "Областная детская библиотека имени И.А. Крылова" (http://www.krylovka.ru) | |
7 | Развитие кадрового потенциала в части информационно-коммуникативной компетентности вопросов медиаобразования | организация обучения дополнительным профессиональным образовательным программам по вопросам медиаобразования | ДО ЯО, | ||
обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании | ДО ЯО, | сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247) |