Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ


 I. Общая характеристика сферы реализации Программы


Мировые социальные процессы, такие как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения Российской Федерации, деформировали традиционные моральные нормы, нравственные установки, оказывают отрицательное влияние на социальное развитие, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших институтов воспитания. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и другое, на социум обрушивается поток информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия и другие формы примитивизации личности, что приводит к постепенной утрате нашим обществом традиционно российского гражданского самосознания и базовых национальных ценностей.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для Ярославской области.

В данных условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы совершенствования системы воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого приоритетами в воспитании детей и молодежи Ярославской области должны стать поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания, в том числе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Реализация содержания приоритетных направлений воспитания предполагает формирование ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому родного края и современной социально-экономической и политической жизни страны, уважения к национальным традициям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга, опыта участия в деятельности общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки, семейные духовно-нравственные ценности. Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (глава 1, статья 2), под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Программа разработана на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.

Программа имеет существенные отличия, заключающиеся в:

- концептуально-методологическом осмыслении особенностей воспитания, учитывающем специфику культурно-образовательного и социально-педагогического контекста Ярославской области;

- содержательном наполнении, позволяющем разрабатывать программы воспитания обучающихся на разных уровнях (муниципальном, локальном) с учетом сложившихся традиций и социально-педагогических условий;

- диагностическом инструментарии, позволяющем проводить мониторинг результатов воспитания в рамках неперсонифицированного оценивания личных достижений обучающихся информационно-методическими ресурсами организаций и структур различных ведомств по реализации Программы.

Программа в соответствии с целями и задачами представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти региона и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, направленный на развитие системы воспитания в регионе.

Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством образования и науки Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.

Предварительный анализ социальной ситуации в регионе.

Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ярославской области насчитывалось 152807 домохозяйств, имеющих в своем составе детей младше 18 лет, в том числе домохозяйств с одним ребенком - 11079, с двумя детьми - 35974, с тремя и более детьми - 5754. Домохозяйства, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 40,8 процента от общего количества домохозяйств. Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми 77 процентов являются полными семьями. В современной семье уделяется огромное внимание развитию детей и подростков.

В области принимаются меры по созданию условий для развития ребенка в каждой семье. Инфраструктура воспитания в Ярославской области представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, молодежи, а также предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья: создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.

Исключительную роль в инфраструктуре воспитания в Ярославской области играют образовательные организации, являющиеся основными воспитательными структурами с позиции педагогического прогнозирования, интернирующиеся с другими организациями и структурами. Система образования Ярославской области включает:

- 411 дошкольных образовательных организаций;

- 389 общеобразовательных организаций, в том числе 20 общеобразовательных школ, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- 76 организаций дополнительного образования детей;

- 40 профессиональных образовательных организаций;

- 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Ярославской области в отношении дошкольных образовательных организаций проведена оценка качества образовательной деятельности путем анкетирования более 20 тысяч родителей воспитанников детских садов области. По результатам оценки руководителями дошкольных образовательных организаций и руководителями муниципальных органов управления образованием сформированы планы по улучшению ситуации в конкретных детских садах и в муниципальной системе дошкольного образования.

Основные общеобразовательные программы реализовывают 389 общеобразовательных учреждений, в которых получают общее образование 118,284 тыс. обучающихся. В 20 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях обучаются 4826 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Полностью удовлетворена потребность в получении общего образования детьми-инвалидами в дистанционной форме. По данной форме обучаются 115 детей, 7643 ребенка с ограниченными возможностями здоровья обучается в муниципальных общеобразовательных школах по индивидуальным образовательным программам или в специальных (коррекционных) классах.

В рамках реализации региональной программы "Доступная среда" в области проведены мероприятия по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, адаптированы помещения 8 школ.

В 22 процентах общеобразовательных организаций области созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

В Ярославской области созданы условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей. Ежегодно проводится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам, в нем принимают участие более 1400 человек. В 2016 году 21 обучающийся получил дипломы победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В открытой Китайской олимпиаде по математике для девушек 2 ученицы завоевали серебряные медали. В 17 интернет-проектах приняли участие 7467 обучающихся.

В целях выявления профессионально перспективных, талантливых обучающихся учреждениями культуры региона проводятся творческие мероприятия по всем направлениям искусств.

В 2016 году в рамках ведомственной целевой программы ДК ЯО на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденной приказом ДК Ярославской области от 21.04.2016 N 3 "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента культуры Ярославской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", проведено 15 мероприятий, в которых приняли участие 4755 детей. Ежегодно команда Ярославской области участвует в молодежных Дельфийских играх России - масштабных соревнованиях молодых профессионалов в области искусств. В 2016 году обучающиеся образовательных учреждений сферы культуры области завоевали золотую, серебряную, бронзовую медали.