Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Кризис, возникший в России на рубеже веков и охвативший все стороны жизнедеятельности, закономерно привел к актуализации в сознании российского общества проблем духовно-нравственного воспитания как главного условия стабилизации и прогрессивного развития страны.
В Ярославском регионе накоплен уникальный опыт формирования и развития духовно-нравственного воспитания и развития детей, который основывается на принципах целостности и преемственности, приоритете общечеловеческих нравственных ценностей и формировании осознанной позиции отношения к человеку как высшей ценности, на применении технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности, отличающейся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям. Инновационные практики по распространению опыта духовно-нравственного воспитания аккумулируются и тиражируются в разных форматах, таких как РРЦ, инновационные площадки и БП по духовно-нравственному воспитанию, проекты и благотворительные акции воспитательной направленности, научно-практические конференции и форумы.
На сегодняшний день утрачено единство хранения практик, что, несомненно, привело к дефициту инструментария для решения практических задач в образовательных организациях в области духовно-нравственного воспитания. Социальная ситуация региона диктует поиск новых решений в сохранении общечеловеческих ценностей у детей и подростков, в том числе в формировании толерантности в условиях инклюзивного и поликультурного образования, сохранения народного достояния и уникальности родного края, усиления семейного воспитания и семейных традиций, выбора адекватных и непротивоправных норм поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи ориентировано на достижение воспитательных результатов и эффектов на различных уровнях. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей с родителями, педагогами, учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для них носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их применять и ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. Развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становятся возможными благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, средства массовой информации), а также собственным усилиям самого обучающегося.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты. На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. На втором уровне духовно-нравственное воспитание школьников происходит в процессе общения и взаимодействия, основанных на взаимопомощи и поддержке, формировании нравственной позиции по сознательному выбору добра и созидания. На третьем уровне воспитание происходит в процессе активного участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения; нравственные ценности присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами. Для реализации данного подхода необходимы действенные формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, опирающиеся на общественную инициативу, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, объединений, сообществ.
Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей:
N | Содержание воспитательной деятельности | Способы реализации направления | Образовательные организации, общественные объединения (ассоциации) | Региональные и инициативные проекты | Информационные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в соответствии с базовыми национальными ценностями, направленными на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, малую родину | проведение региональных информационных, методических, научно-практических мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций) | ДО ЯО, | http://yspu.org/Main_Page | |
2 | Выстраивание образовательными организациями партнерских отношений с другими институтами воспитания и социализация для комплексного педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности ребенка и подростка | организация медиатрансляций (вебинаров, видеоконференций) по актуальным направлениям развития духовно-нравственного воспитания на разных этапах обучения | ДО ЯО, | http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247 | |
3 | Содействие образовательным организациям, семье в духовно-нравственном и социальном развитии личности ребенка | обеспечение методического, научно-практического сопровождения деятельности образовательных учреждений | ДО ЯО, | ||
формирование БП по организации, осуществлению духовно-нравственного воспитания, развитию детей и молодежи | ДО ЯО, | http://shprv.edu.yar.ru/duhovno_minus_nravstvennoe_vospitanie.html | |||
выявление, фиксация инновационных методических, дидактических и практических материалов в рамках функционирования научно-педагогической лаборатории сельской школы | ДО ЯО, | ||||
распространение инновационного опыта деятельности образовательными организациями Ярославской области по организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания и развития детей на межрегиональных и общероссийских мероприятиях | ДО ЯО, | межведомственное методическое объединение по духовно-нравственному воспитанию | http://modnv.my1.ru/ | ||
организация и проведение мероприятий в сфере поликультурного воспитания детей в рамках функционирования РРЦ "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" | ДО ЯО, | ||||
4 | Выявление инновационного педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности преподавателей, работающих в учреждениях образования и культуры; обмен педагогическим опытом и ретрансляция его в сообществе образовательных организаций сферы культуры | организация и проведение конкурсных мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности преподавателей, в частности Ярославского областного конкурса педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений сферы культуры "Признание" | ДО ЯО, | сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247), | |
5 | Создание условий для популяризации знаний, исторически связанных с духовными и нравственными ценностями православия | организация и проведение региональных мероприятий, направленных на популяризацию духовных ценностей, в том числе организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя", фестиваля русской культуры и искусства "Александрова гора" в рамках молодежного православного форума | ДК ЯО, | региональная олимпиада по православной культуре среди школьников | сайт ГУК ЯО "Областной Дом народного творчества" (http://yar-odnt.ru), |
6 | Формирование знаний об исторических корнях национальной культуры, ее особенностях и роли в формировании национальной самобытности, национального самосознания в целом | организация и проведение интерактивных театрализованных программ, приуроченных к традиционным русским праздникам | ДО ЯО, | региональный проект "Главная Масленица страны" (в рамках традиций Ярославской области, февраль - март (ежегодно)) | |
организация и проведение конкурсных мероприятий, посвященных изучению народной культуры | ДК ЯО, | областной конкурс традиционной культуры "Рыбинские Кузьминки" | |||
7 | Приобщение к ценностям отечественной культуры через изучение традиций родного края, формирование духовных ценностей молодого поколения через изучение и внедрение в жизнь элементов традиционной народно-певческой культуры | организация и проведение научно-практической конференции для обучающихся образовательных учреждений сферы культуры | ДО ЯО, | ||
8 | Воспитание цельной, понимающей и принимающей свои обязанности личности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного развития, самореализации и самосовершенствования | ГУК ЯО "Областная детская библиотека имени И.А. Крылова" | www.krylovka.ru | ||
9 | Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира в его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности | проведение викторин, интерактивных программ, театрализованных праздников, помогающих в формировании внутренних духовных качеств ребенка, нравственности, честности, верности, уважения к старшим | ГАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества", |