Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ


  6. Общая характеристика направления развития воспитания "Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей"


Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Кризис, возникший в России на рубеже веков и охвативший все стороны жизнедеятельности, закономерно привел к актуализации в сознании российского общества проблем духовно-нравственного воспитания как главного условия стабилизации и прогрессивного развития страны.

В Ярославском регионе накоплен уникальный опыт формирования и развития духовно-нравственного воспитания и развития детей, который основывается на принципах целостности и преемственности, приоритете общечеловеческих нравственных ценностей и формировании осознанной позиции отношения к человеку как высшей ценности, на применении технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности, отличающейся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям. Инновационные практики по распространению опыта духовно-нравственного воспитания аккумулируются и тиражируются в разных форматах, таких как РРЦ, инновационные площадки и БП по духовно-нравственному воспитанию, проекты и благотворительные акции воспитательной направленности, научно-практические конференции и форумы.

На сегодняшний день утрачено единство хранения практик, что, несомненно, привело к дефициту инструментария для решения практических задач в образовательных организациях в области духовно-нравственного воспитания. Социальная ситуация региона диктует поиск новых решений в сохранении общечеловеческих ценностей у детей и подростков, в том числе в формировании толерантности в условиях инклюзивного и поликультурного образования, сохранения народного достояния и уникальности родного края, усиления семейного воспитания и семейных традиций, выбора адекватных и непротивоправных норм поведения.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи ориентировано на достижение воспитательных результатов и эффектов на различных уровнях. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей с родителями, педагогами, учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для них носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их применять и ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. Развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становятся возможными благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, средства массовой информации), а также собственным усилиям самого обучающегося.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты. На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. На втором уровне духовно-нравственное воспитание школьников происходит в процессе общения и взаимодействия, основанных на взаимопомощи и поддержке, формировании нравственной позиции по сознательному выбору добра и созидания. На третьем уровне воспитание происходит в процессе активного участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения; нравственные ценности присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами. Для реализации данного подхода необходимы действенные формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, опирающиеся на общественную инициативу, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, объединений, сообществ.

Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей:

N
п/п

Содержание воспитательной деятельности

Способы реализации направления

Образовательные организации, общественные объединения (ассоциации)

Региональные и инициативные проекты

Информационные ресурсы

1

2

3

4

5

6

1

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в соответствии с базовыми национальными ценностями, направленными на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, малую родину

проведение региональных информационных, методических, научно-практических мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций)

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",
ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"

http://yspu.org/Main_Page

2

Выстраивание образовательными организациями партнерских отношений с другими институтами воспитания и социализация для комплексного педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности ребенка и подростка

организация медиатрансляций (вебинаров, видеоконференций) по актуальным направлениям развития духовно-нравственного воспитания на разных этапах обучения

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247

3

Содействие образовательным организациям, семье в духовно-нравственном и социальном развитии личности ребенка

обеспечение методического, научно-практического сопровождения деятельности образовательных учреждений

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

формирование БП по организации, осуществлению духовно-нравственного воспитания, развитию детей и молодежи

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",
муниципальное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя школа" села Кукобой

http://shprv.edu.yar.ru/duhovno_minus_nravstvennoe_vospitanie.html

выявление, фиксация инновационных методических, дидактических и практических материалов в рамках функционирования научно-педагогической лаборатории сельской школы

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

распространение инновационного опыта деятельности образовательными организациями Ярославской области по организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания и развития детей на межрегиональных и общероссийских мероприятиях

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",
Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России"

межведомственное методическое объединение по духовно-нравственному воспитанию

http://modnv.my1.ru/

организация и проведение мероприятий в сфере поликультурного воспитания детей в рамках функционирования РРЦ "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",
ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"

4

Выявление инновационного педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности преподавателей, работающих в учреждениях образования и культуры; обмен педагогическим опытом и ретрансляция его в сообществе образовательных организаций сферы культуры

организация и проведение конкурсных мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности преподавателей, в частности Ярославского областного конкурса педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений сферы культуры "Признание"

ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",
ГУ ДПО ЯО "Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области"

сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247),
сайт ГУ ДПО ЯО "Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области" (umiic.ru)

5

Создание условий для популяризации знаний, исторически связанных с духовными и нравственными ценностями православия

организация и проведение региональных мероприятий, направленных на популяризацию духовных ценностей, в том числе организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя", фестиваля русской культуры и искусства "Александрова гора" в рамках молодежного православного форума

ДК ЯО,
ГУК ЯО "Областной Дом народного творчества",
ДО ЯО,
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

региональная олимпиада по православной культуре среди школьников

сайт ГУК ЯО "Областной Дом народного творчества" (http://yar-odnt.ru),
сайт ГУК ЯО "Ярославский областной Дом народного творчества"

6

Формирование знаний об исторических корнях национальной культуры, ее особенностях и роли в формировании национальной самобытности, национального самосознания в целом

организация и проведение интерактивных театрализованных программ, приуроченных к традиционным русским праздникам

ДО ЯО,
государственные учреждения культуры, образования

региональный проект "Главная Масленица страны" (в рамках традиций Ярославской области, февраль - март (ежегодно))

организация и проведение конкурсных мероприятий, посвященных изучению народной культуры

ДК ЯО,
ДО ЯО,
образовательные учреждения

областной конкурс традиционной культуры "Рыбинские Кузьминки"

7

Приобщение к ценностям отечественной культуры через изучение традиций родного края, формирование духовных ценностей молодого поколения через изучение и внедрение в жизнь элементов традиционной народно-певческой культуры

организация и проведение научно-практической конференции для обучающихся образовательных учреждений сферы культуры

ДО ЯО,
ГПОУ ЯО "Ярославский колледж культуры"

8

Воспитание цельной, понимающей и принимающей свои обязанности личности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного развития, самореализации и самосовершенствования

ГУК ЯО "Областная детская библиотека имени И.А. Крылова"

www.krylovka.ru

9

Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира в его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности

проведение викторин, интерактивных программ, театрализованных праздников, помогающих в формировании внутренних духовных качеств ребенка, нравственности, честности, верности, уважения к старшим

ГАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества",
государственные учреждения культуры,
государственные учреждения дополнительного образования