Сегодня цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения представляют не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, досуговые, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и так далее.
В данных условиях возникает потребность, с одной стороны, в сотрудничестве тех субъектов воспитания, которые ориентированы на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, и, с другой стороны, в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания. Поэтому можно говорить о необходимости перехода к полисубъектной стратегии воспитания, состоящей в последовательной ориентации социально-педагогических исследований, моделей, проектов, управляющей деятельности на изучение, моделирование, проектирование, организацию диалога и взаимодействия различных социальных субъектов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Выявление воспитательного потенциала различных субъектов социализации и воспитания позволяет наладить их полноценное социальное взаимодействие.
Как показывает анализ социально-воспитательной ситуации в регионе, можно зафиксировать следующие дефициты:
- нерегулярная и сниженная оптимизация социального партнерства как типа социального взаимодействия, ориентирующего участников на равноправное сотрудничество, поиск и достижение консенсуса для эффективных способов реализации воспитательного потенциала;
- отсутствие централизованного банка инновационных воспитательных систем;
- низкий уровень в мотивации к повышению квалификации педагогических работников по актуальным вопросам воспитания и формированию профессиональной позиции как воспитателя;
- отсутствие в подавляющем большинстве в образовательных организациях такого специалиста, как тьютор.
Сегодня для современного регионального воспитания характерны:
- рассмотрение духовной сферы жизни, духовного опыта ученика или воспитанника как приоритетных;
- формирование его гражданской и социокультурной идентичности;
- учет индивидуальных особенностей и развитие присущих творческих способностей;
- определение сущности воспитательной деятельности различных категорий педагогов согласно специфике образовательной организации, развития их личностно-профессиональных позиций;
- анализ "событийной общности" наряду с воспитывающей средой и воспитательным пространством;
- сетевое построение различных объектов воспитания;
- изучение и учет наиболее эффективных воспитательных практик.
Развитие воспитания в системе образования:
N | Содержание воспитательной деятельности | Способы реализации направления | Образовательные организации, общественные объединения (ассоциации) | Региональные и инициативные проекты | Информационные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС | обновление компетенций педагогических работников и специалистов государственных образовательных организаций, осуществляющих процесс воспитания детей и подростков в Ярославской области с упором на "выращивание" их личностно-профессиональной позиции как воспитателей | ДО ЯО, | региональный проект "Стратегия развития образовательного комплекса региона" | сайт ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=247) |
разработка и внедрение региональной помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах и показывающим низкие образовательные результаты | ДО ЯО, | ||||
осуществление сетевого, интерактивного взаимодействия и социального партнерства в сфере воспитания детей в Ярославской области | ДО ЯО, | ||||
2 | Полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей | осуществление научно-методического сопровождения по вопросам воспитания и социализации в рамках функционирования БП и РИП | ДО ЯО, | ||
3 | Содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности | разработка системы мониторинга (комплекта инструментария), диагностики и рефлексии воспитательной деятельности педагога | ДО ЯО, | ||
использование восстановительного и медиативного подходов в гуманизации межличностных отношений, организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса | государственные образовательные организации Ярославской области | сайт ГБУ ЯО "Детский дом музыкально-художественного воспитания имени Винокуровой Нины Николаевны" (http://ddmhv.edu.yar.ru/domashnyaya_entsiklopediya/strategija_razvitija.html), | |||
4 | Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей | развитие социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и подростков через интеграцию воспитательных ресурсов образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций | ДО ЯО, | сайт ГАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества" (http://www.yarcdu.ru/), | |
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности | ГУК ЯО "Областная детская библиотека имени И.А. Крылова" | программа "Школа юного читателя" для детей 4 - 7 лет и их родителей | |||
5 | Совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи | формирование единого информационного пространства по актуальным вопросам воспитания и социализации несовершеннолетних для выявления, обобщения, систематизации, экспертизы и распространение эффективных социально-воспитательных практик в соответствии с типами образовательных организаций | ДО ЯО, | региональный проект "Ярославская математическая школа", | |
6 | Развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры | организация работы ресурсных центров по направлениям "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни", "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних", "Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных организациях" | ДО ЯО, | портал "Дополнительное профессиональное образование по вопросам воспитания" (http://dpo.iro.yar.ru/), | |
7 | Создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации | организация работы ресурсных центров по направлениям "Реализация ФГОС дошкольного образования", "Введение и реализация ФГОС общего образования", "Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных организациях", "Региональный ресурсный информационно-библиотечный центр" | ДО ЯО, | ||
8 | Знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры | создание БП и стажировочных площадок по актуальным направлениям воспитания | ДО ЯО, | ||
9 | Организация эффективного использования современных информационных и телекоммуникационных систем и сервисов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для решения вопросов, связанных с нравственным и культурно-правовым воспитанием молодежи, развитием и организацией новых форм работы с молодежью | организация и проведение региональных, межрегиональных, международных интернет-проектов, направленных на содействие нравственному и культурно-правовому воспитанию детей и молодежи | ДО ЯО, | межрегиональные и международные интернет-проекты, направленные на содействие воспитанию толерантного отношения к культуре и традициям других народов и стран, формирование современных механизмов продвижения идей межкультурного диалога среди детей и молодежи | сайт ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" (http://www.edu.yar.ru/), |
популяризация в информационном пространстве нравственных ценностей, толерантности и норм поведения | ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" | интернет-проект для несовершеннолетних "Подросток и закон" (http://podrostok.edu.yar.ru/) |
Развитие воспитания детей в процессе организации отдыха детей и их оздоровления:
N | Содержание воспитательной деятельности | Способы реализации направления | Образовательные организации, общественные объединения (ассоциации) | Региональные и инициативные проекты | Информационные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Развитие воспитания детей в процессе организации отдыха детей и их оздоровления через проведение профильных лагерей (смен) для несовершеннолетних, в том числе проведение профильных лагерей, походов, экспедиций туристической, патриотической и спортивной направленности | финансирование мероприятий для детей, участвующих в работе общественных объединений, детей, занимающихся в туристических, спортивных и патриотических объединениях, детей - победителей международных, всероссийских и областных предметных олимпиад, фестивалей самодеятельного творчества, спортивных соревнований, детей с девиантным поведением, детей с токсической зависимостью, занимающихся в музыкальных, художественных школах, школах искусств, творческих коллективах области, победителей международных, всероссийских, областных фестивалей и конкурсов, занимающихся в спортивных школах, школах олимпийского резерва, победителей международных, всероссийских, областных и районных соревнований в рамках областной целевой программы "Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы" | УСДП ЯО, | реализация комплексной программы областных профильных лагерей для детей и подростков | сайт ГОУ ДО ЯО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" (http://turist.edu.yar.ru/), |
финансирование мероприятий для детей в рамках областной целевой программы "Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы". Организация областных профильных смен для детей по следующим направлениям: патриотическое воспитание; творческое развитие; спортивно-туристическое развитие; развитие лидерского потенциала, поддержка молодежных и детских общественных объединений; профилактика асоциального поведения, социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | УСДП ЯО, | реализация комплексной программы областных профильных смен "Нескучное лето" | сайт ГАУ ЯО "Центр патриотического воспитания" (http://cpv.edu.yar.ru/), | ||
финансирование мероприятий для детей в рамках областной целевой программы "Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы". Организация детских лагерей труда и отдыха и занятости детей на общественно полезных работах: на сельскохозяйственных работах, на благоустройстве населенных пунктов, в школьных ремонтных бригадах | УСДП ЯО, | комплексная программа областных профильных лагерей для детей и подростков "Нескучное лето" | портал органов государственной власти Ярославской области (http://www.yarregion.ru/Pages/OIV/schema.aspx), | ||
2 | Поддержка социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей | проведение конкурса социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей | УСДП ЯО | реализация социально значимых проектов в сфере организации | http://www.yarregion.ru/depts/socdem/default.aspx |
финансирование проведения конкурса социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей в рамках областной целевой программы "Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы" | УСДП ЯО | реализация социально значимых проектов в сфере организации | http://www.yarregion.ru/depts/socdem/default.aspx |