В основу разработки Программы положены идеи и принципы, отражающие региональный культурно-исторический и социально-педагогический контекст воспитательного пространства Ярославской области:
- идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций.
В Ярославской области проживают представители более 150 национальностей и этнических общин, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение, формирующее межэтническую и межконфессиональную толерантность, уважение культурных особенностей, традиций, обычаев, убеждений и мировоззрения представителей других народов;
- идея диалога, реализующаяся в нескольких аспектах:
как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;
как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;
как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении - "диалоге культур" прошлого и настоящего;
как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним "я";
- идея социального партнерства.
Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство как добровольное сотрудничество организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партнерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами;
- идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей.
Изучение устной истории России, Ярославской области, своей малой родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти великих свершений поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе учеников и учителей) способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности;
- идея социального проектирования.
Проектирование в качестве интерактивной формы и метода является эффективным средством не только обучения, но и воспитания. Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это - социально ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя;
- идея командной деятельности.
Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача - формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и так далее.
В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство "Мы"). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и так далее. Очень важно, чтобы целью команды стала социально значимая деятельность;
- идея использования социальных практик.
Социальная практика является средством организации активной жизнедеятельности обучающихся, широко зарекомендовавшим педагогическим средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Формами социальных практик являются практика работы с информацией, проектная деятельность, практика исследовательской деятельности, культурологическая практика, социально-правовая практика, практика творческой деятельности, практика социального проектирования, управленческая практика, социальный экстрим, экскурсионно-экспедиционная практика. Социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения. Разнообразие социальных практик позволяет широко использовать их в воспитательном процессе, в совместной деятельности как эффективное средство социализации.
В качестве основных принципов, определяющих успешность проектирования и реализации Программы, выступают следующие:
- комплексность всех форм и методов воспитательного взаимодействия;
- целенаправленность всего комплекса воспитательных мероприятий;
- преемственность форм и методов воспитательной деятельности, осуществляемых на определенном этапе Программы, ее формами и методами на последующем этапе;
- непрерывность воспитательной деятельности на разных этапах взросления детей.
При осуществлении воспитательных мероприятий Программы реализуются следующие принципы:
- принцип демократизма, предполагающий систему воспитания, в которой каждый человек имеет определенные права и может участвовать в принятии важных решений непосредственно или через своих представителей, где реализуется единство свободы во взглядах, поведении и ответственности за соблюдение прав других людей;
- принцип разнообразия воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;