ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 1999 года N 251
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РК от 04.04.2018 N 81.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Калмыкия.
2. Республиканским органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Калмыкия.
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и принципы экономической политики Республики Калмыкия в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за республиканскими государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуется - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуется - учреждения), а также имущественных прав Республики Калмыкия, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия в бюджетный процесс).
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Республике Калмыкия, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления республиканским имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления экономической политики республики в сфере приватизации республиканского имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации республиканского имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы местных производителей товаров и услуг.
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве республики. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Экономическая политика Республики Калмыкия, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро и микро уровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального количества объектов республиканской собственности в процесс совершенствования управления;
использование республиканских активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей республиканским органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
полная инвентаризация объектов республиканской собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
повышение эффективности управления республиканским имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов республиканской собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к по объектному управлению;
определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав республики как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью республиканского имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих<*>;
обеспечение поступления дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
________________
<*> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители республики в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти.
В рамках настоящей Концепции Правительством Республики Калмыкия будут установлены меры ответственности республиканских органов исполнительной власти за реализацию предоставленных полномочий по управлению и распоряжению республиканским имуществом.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления республиканским имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
Определение цели управления.
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) республики должна быть определена и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.
Перечень целей республики применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми и нормативными актами.
Выбор способа достижения цели.
Республика в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должна определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным республиканским органом.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели республики возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски республики при не достижении запланированного качественного результата управления.
Построение системы управления.
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов:
обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений республиканскими государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности республиканскими государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия республиканских государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми и нормативными актами.
Обеспечение эффективности управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов.
Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности республиканских государственных органов и управляющих по управлению республиканским имуществом.
Обеспечение профессионализма управления.
Республика крайне заинтересована в профессиональном управлении республиканским имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в республиканской собственности, доли Республики Калмыкия в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, республиканская недвижимость, в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между республиканскими государственными органами, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями
Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в Республике Калмыкия насчитывается 136 унитарных предприятий и 270 учреждений в том числе республиканской собственности 76 и 95 соответственно.
Предприятия
Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между республиканскими органами исполнительной власти. Министерство государственного имущества Республики Калмыкия наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к республиканской собственности, согласовывает вопросы распоряжения имуществом унитарных предприятий, относящимся к основным фондам, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Отраслевые республиканские органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, представляют Президенту Республики Калмыкия кандидатуры, в установленном порядке для назначения на должность и освобождения их от должности руководителей унитарных предприятий, либо по его поручению назначают или освобождают от должности руководителей унитарных предприятий, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти не заключены, а имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности.
Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам республики. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации. Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.