РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 03 июля 2002 года N 336-р
[О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года (далее - Концепция).
2. Министерству труда и социального развития Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.), Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (Тачиев Б.А.), Министерству образования и науки Республики Калмыкия (Соловьев А.А.), Министерству по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия (Джимбеев Ш.Н.), Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), Министерству внутренних дел Республики Калмыкия (Сасыков Т.П.) утвердить планы мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать Мэру г. Элиста Бурулову Р.Н., главам администраций районных муниципальных образований. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Калмыкия (Лиджиев В.Ц.) принять меры по реализации положений Концепции, разработать и утвердить планы мероприятий по ее выполнению.
4. Министерствам, ведомствам ежегодно к 15 января представлять информацию о выполнении положений Концепции и планов мероприятий по ее реализации в Министерство труда и социального развития Республики Калмыкия.
6. Министерству труда и социального развития Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.) ежегодно к 10 февраля представлять информацию об исполнении мероприятий по реализации положений Концепции в Правительство Республики Калмыкия.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Куницыну Н.О.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
А.ДОРЖДЕЕВ
3 июля 2002 года
N 336-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 3 июля 2002 года N 336-р
Концепция демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года представляет систему принципов, приоритетных направлений в сфере регулирования демографических процессов.
За последние три года в республике отмечается сокращение общей численности населения. Если по переписи населения 1989 года численность населения республики составляла 322.6 тыс. чел., на 01.01.2001 г. - 314.3 тыс. чел., то на 01.01.2002 г. она составила 312.3 тыс. чел.
Естественный прирост населения Республики Калмыкия в 2001 г. составил - (+) 0.6, в то время как в России - (-) 6.4, Южном федеральном округе - (-) 3.2. Республика Калмыкия вошла в число 15 субъектов России с положительной динамикой.
Коэффициент рождаемости за последние три года увеличился и составил: в 2000 г. - 11.0, в 2001 г. - 11.2, в 1 кв. 2002 г. - 2.85. Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на 1 женщину в течение жизни) по республике в 2000 году составил - 1.05 (для простого воспроизводства необходим показатель - 2.14 - 2.15). Уровень городской рождаемости составил: в 2000 г.- 12.9, в 2001 г. - 11.5, в 1 квартале 2002 г. - 3.2, уровень сельской рождаемости - в 2000 г. - 9.7, в 2001 г.- 11.1, в 1 квартале 2002 г. - 2.8.
Современная ситуация с рождаемостью отражает значительные перемены в репродуктивном поведении населения, она определяется ростом числа малодетных семей (1-2 ребенка), сближением уровня рождаемости в сельской и городской местности, ростом внебрачной рождаемости. За последние три года в Республике Калмыкия на 32% (с 10.5 тыс. в 1999 г. до 7.1 тыс. в 2001 году) уменьшилось число многодетных семей, имеющих 3-х и более детей до 18 лет. Количество неполных семей увеличилось на 10.4% (с 13.4 тыс. до 14.8 тыс.). Указанные факторы не способствуют сохранению демографического потенциала Республики Калмыкия.
Коэффициент смертности по республике в 1999 г. составил 10.6, в 2000 г. - 10.9, в 2001 г. - 10.7. Из числа умерших 33.8% приходится на лиц трудоспособного возраста, среди которых большую часть составляют мужчины. Продолжительность жизни мужчин в настоящее время ниже, чем у женщин на 12 лет. Основными причинами смерти среди умерших людей трудоспособного возраста являются травмы, отравления, несчастные случаи.
Одним из факторов снижения численности населения является превышение миграционного оттока над естественным приростом населения республики. Число прибывших в республику в 2001 году составило 8779 чел., число выбывших - 10961 чел. Растет число трудовых мигрантов, что сказывается на возрастной структуре населения. В последние годы миграционная убыль населения в республике продолжает носить устойчивый характер и составляет более 2 тыс. чел.
Ранее сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения предопределили дальнейшее сокращение его численности и старения.
В республике с 1970 года отмечается рост лиц старше трудоспособного возраста: с 26.9 тыс. человек (10% от общей численности населения в 1970 г. - 268 тыс. чел.) до 46.7 тыс. человек на 1.01.2002 г., что составило 14.8% от общей численности населения. Процент прироста за указанный период лиц старше трудоспособного возраста составил 73.6%, то есть, наблюдается неуклонная тенденция старения населения.
Естественная убыль населения республики, деформация его возрастной структуры неизбежно скажутся на жизнедеятельности общества, развитии экономики, социальной сферы и культуры. По прогнозам эта проблема начнет проявляться с 2008-2009 гг., что неизбежно отразится на мобильности трудовых ресурсов.
На демографическую ситуацию в республике большое влияние оказывает состояние здоровья населения. В 2001 г. отмечается общее снижение заболеваемости населения по сравнению с предыдущим годом (1999 г. - 210.7 тыс. чел., 2000 г. - 209.4 тыс. чел., 2001 г. - 201.4 тыс. чел.).
В последние 3 года отмечается улучшение здоровья беременных женщин. За период с 1999 г. по 2001 г. общая заболеваемость беременных снизилась на 7.3%. В то же время возрос показатель заболеваемости болезнями системы кровообращения более чем на 30%, преимущественно за счет врожденных пороков.
Общая заболеваемость детей до 14 лет в 2001 г. снизилась на 5.8% за счет снижения заболеваемости инфекциями, болезнями эндокринной системы, врожденных аномалий, но у них наблюдается рост болезней костно-мышечной системы в 2.2 раза, болезней органов дыхания в 1.1 раза, органов пищеварения в 1.2 раза, психических расстройств в 1.5 раза.
Таким образом, демографические прогнозы показывают высокую вероятность обострения проблем, связанных с воспроизводством населения Республики Калмыкии. Однако, это обострение, в отличие от Российской Федерации, не будет высоким, что связано со значительным числом населения в относительно молодом возрасте.
Предполагается, что суммарный коэффициент рождаемости в течение 3-5 лет будет варьировать по отдельным годам в сторону понижения и повышения. Подъема рождаемости можно ожидать с 2008 года, когда намечается вступление в репродуктивный возраст женщин 1990 года рождения, что, вероятно, определит возникновение новой демографической волны. В ближайшие годы возможно продолжение снижения уровня ожидаемой продолжительности жизни населения из-за роста смертности. Доля лиц старше трудоспособного возраста до 2008 г., по прогнозам, достигнет 20% от общей численности населения.
Целями демографического развития Республики Калмыкия являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографической политики являются:
- увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной смертности;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий реализации имеющегося потенциала здоровья.
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости;
- всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее гармоничной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
- создание условий для самореализации молодежи и молодой семьи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи и материальное поощрение ответственного родительства;
- разработка и реализация республиканских целевых программ в области здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, в т.ч. целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей.
- повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально - экономического развития республики;
- обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения.
Политика в области охраны здоровья населения, его укрепления и увеличения продолжительности жизни должна осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Изменение образа жизни людей, т.е. формирование стереотипа здорового образа жизни.
2. Создание условий, способствующих улучшению уровня жизни и укреплению здоровья населения.
3. Улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала путем совершенствования профилактической и лечебно - диагностической помощи, в том числе:
- предупреждение нежелательной беременности, снижение числа абортов, заболеваемости и смертности по причине аборта;
- внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
- внедрение скрининговых мероприятий пренатальной диагностики для своевременной диагностики врожденных и наследственных заболеваний у плода;
- обеспечение ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, в т.ч. развитие гинекологической помощи девочкам и андрологической помощи мальчикам и юношам-подросткам;
- развитие стационаро-замещающих технологий с расширением амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции;
- развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи;
- внедрение и совершенствование стандартов, протоколов диагностики и лечения в амбулаторных и стационарных условиях;
- создание реабилитационных (восстановительных) отделений, отделений медико-социальной помощи при медицинских учреждениях;
- создание новых подходов к нравственному и гигиеническому воспитанию, формированию целостных ориентиров здоровья, включая профилактику инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
4. Укрепление здоровья населения трудоспособного возраста можно решать такими доступными методами как:
- профилактика травматизма и отравлений;
- увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений здоровья, выявление на ранних стадиях заболеваний системы кровообращения, новообразований, эндокринной патологии, за счет реализации республиканских целевых программ и скрининговых мероприятий;
- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения эффективных методов диагностики и лечения.
Особое внимание должно быть обращено на социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем, в решении которых значительная роль отводится:
- принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, как за счет контроля качества алкогольной продукции, изменения правил продажи алкогольных напитков, так и изменения ценовой политики;
- проведению разъяснительной работы, особенно среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса, при этом целесообразно взаимодействие заинтересованных министерств, ведомств, включая силовые структуры, с общественными объединениями, религиозными организациями и т.д.;
- возрождению и созданию постоянно действующей системы санитарно - гигиенического просвещения, развитию системы социально - гигиенического мониторинга на основе унифицированной методики, выборочных исследований с учетом местных особенностей жизни населения.
В целях улучшения психического здоровья необходимо принятие мер по профилактике самоубийств и уменьшению уровня психо-социального стресса путем совершенствования медико-психологической помощи, развития сети "телефонов доверия", кризисных центров и т.д.
Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи населению по охране его здоровья являются оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи на всех уровнях ее оказания с увеличением объемов и качества обследования, с учетом внедрения принципов семейной медицины. Для этого следует:
- развивать консультативно - диагностическую службу;
- развивать дневные стационары с расширением амбулаторной хирургической помощи;
- обеспечить непрерывность лечебно - диагностического процесса на всех этапах лечения с четким определением объема помощи и взаимодействия с различными учреждениями на каждом этапе.
В связи с увеличением лиц пожилого возраста рекомендовать использование передовых технологий и методов с целью сохранения и продления их социального функционирования и улучшения качества жизни.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, а также тяжелобольным городским и сельским жителям необходимо:
развитие передвижных форм лечебно - диагностической и консультативной помощи;
- развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений, отделений для оказания медико-социальной помощи;