ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

УКАЗ

от 27 августа 2002 года N 168

О СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

(в редакции Указа Главы Республики Калмыкия от 20.03.2006 N 48)


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 года) в целях активизации ресурсно - экономического потенциала, обеспечения безопасного и устойчивого развития Республики Калмыкия на среднесрочную и долгосрочную перспективу постановляю:

1. Утвердить Стратегию экономической безопасности Республики Калмыкия.

2. Правительству Республики Калмыкия разработать и представить на утверждение республиканскую целевую программу, направленную на реализацию Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия. Разработку республиканской целевой программы осуществлять совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Калмыкия и научными учреждениями.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Председателя правительства Республики Калмыкия Козачко А.В.

(в ред. Указа Главы Республики Калмыкия от 20.03.2006 N 48)

Президент
Республики Калмыкия
К.ИЛЮМЖИНОВ

     Элиста
     27 августа 2002 года
     N 168



СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

(в ред. Указа Главы Республики Калмыкия от 20.03.2006 N 48)


Стратегия экономической безопасности Республики Калмыкия (далее именуемая Стратегия) представляет собой совокупность целей, задач, принципов, основных направлений, а также систему управленческих решений законодательных и исполнительных органов власти республики, хозяйствующих субъектов по обеспечению защиты экономических интересов личности, общества и республики в целом. При этом она должна быть нацелена на формирование цивилизованного, социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспечивающего гармонизацию интересов республики и хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Стратегия является основой для:

- формирования социально - экономической политики республики, ориентированной на обеспечение ее экономической безопасности;

- разработки целевых программ, повышающих уровень экономической безопасности республики, как по отдельным сферам экономики, так и по хозяйствующим субъектам, имеющим федеральное и республиканское значение;

- создания благоприятных условий для вхождения в систему рыночных отношений и гармоничной интеграции как в общероссийские, так и международные экономические институты.

Данный проект базируется на Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и учитывает специфику республиканской экономики.

Необходимость разработки Стратегии обусловлена тем, что Республика Калмыкия относится к регионам страны, которые в силу ряда объективных причин хронически отстают от среднего российского уровня. На экономическое развитие республики оказывают существенное влияние сложившаяся структура производства, его технический уровень. Для социальной сферы республики характерен традиционный своеобразный национальный уклад жизни населения, требующий учета при формировании социально - экономической политики. Все эти особенности должны быть отражены при решении проблем экономической безопасности Республики Калмыкия.

Одним из важнейших факторов, представляющих угрозу экономической безопасности республики, является неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в регионе и выражающаяся в опустынивании земель, негативном влиянии подтопления и др. Угроза ухудшения экологической ситуации в республике и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для Калмыкии эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития сельскохозяйственного производства, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологии, низкой экологической культуры.

Важным фактором, оказывающим влияние на экономическую безопасность республики, являются вынужденные слаборегулируемые миграционные процессы, обусловленные экономической и политической ситуацией в регионах России и в мире.

Потенциальную угрозу экономической безопасности представляют собой неурегулированность внешних территориально - административных границ Республики Калмыкия, нерешенность вопросов политической и экономической реабилитации калмыцкого народа.

Стратегия содержит:

- категорийно - содержательный аппарат экономической безопасности Республики Калмыкия;

- формулирование экономических интересов республики во взаимосвязи с общероссийскими, включая определение критериев количественных параметров пороговых значений, индикаторов экономической безопасности, характеризующих эти интересы;

- характеристику угроз экономическим интересам республики и вызывающих эти угрозы факторов;

- систему организационно - экономического, научно - практического, правового, финансового и информационного обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти республики по обеспечению ее экономической безопасности.

Стратегия направлена на создание в Республике Калмыкия необходимых условий для:

- достижения относительной экономической неуязвимости от внешних воздействий в условиях экономико - политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая неуязвимость означает возможность контроля региональной власти региональных ресурсов (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий). Достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и взаимовыгодном обмене научно - техническими достижениями;

- обеспечения стабильности и устойчивости региональной экономики, базирующихся на защите собственности во всех ее формах, создания надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживания факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

- обеспечения способности к саморазвитию и прогрессу, создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянной модернизации производства, повышения профессионального, научно - образовательного и культурного уровня работников;

- формирования компенсационного потенциала и резервов, которые обеспечивают способность экономики региона реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе хозяйства, в том или ином районе. Компенсационный потенциал включает в себя все необходимые средства (трудовые, материальные и финансовые ресурсы), наличие которых обеспечивает возможность проведения в кратчайшие сроки крупных восстановительных работ, оказания социальной и медицинской помощи населению после возникновения дестабилизующих ситуаций регионального масштаба.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ


Экономическая безопасность является одной из ключевых составляющих национальной безопасности и формируемой социально - экономической политики.

Экономическая безопасность выступает базисом для обеспечения сопряженных сфер национальной безопасности, таких как энергетическая, продовольственная, технологическая, оборонно - промышленная, экологическая, финансовая, демографическая, социальная, информационная и др.

В системе всей совокупности производственных отношений экономическая безопасность представляет собой важнейшую экономическую категорию, определяющую состояние экономики, условия расширенного воспроизводства и являющуюся одним из важнейших направлений государственного регулирования социально - экономических процессов. Достижение экономической безопасностью Республики Калмыкия требуемого уровня должно означать такое развитие ее экономики, результаты функционирования которой обеспечивают повышение уровня жизни населения, социально - экономической и политической стабильности общества, препятствующих возникновению угроз экономической безопасности республики.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности и роста численности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развитие экономики и последовательно реализовывать национальные государственные интересы.

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих встроенность экономики республики в общероссийское экономическое пространство, ее стабильность и устойчивость, способность к конкурентоспособному расширенному воспроизводству и модернизации. На региональном уровне это понятие должно в полной мере учитывать специфические черты экономики региона. Региональные особенности предопределяют всю совокупность экономических интересов региона, угроз и опасностей.

Экономическая безопасность Республики Калмыкия с учетом этих особенностей представляет собой состояние ее экономики, характеризующееся достаточными для повышения уровня жизни населения темпами социально - экономического развития, разумной диверсификацией производства и повышением его технического уровня при неуклонном снижении зависимости от внешних негативных воздействий для достижения в достаточно короткие сроки более высокого уровня и условий жизни населения республики, соответствующим средним по России при сохранении национального традиционного его уклада.

Для достижения уровня экономической безопасности Республики Калмыкия, предусмотренного в Стратегии, должны быть задействованы все возможности: сформированные и укрепляющиеся рыночные механизмы и институты, активная государственная экономическая деятельность, в том числе и законотворческая; квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; созданный и наращиваемый научно - технический, производственный потенциал, минерально - сырьевые и природные ресурсы. В обозримой перспективе природные ресурсы Республики Калмыкия будут играть особо значимую роль в региональной и национальной экономике, защите ее безопасности.

Объектами экономической безопасности Республики Калмыкия являются личность, общество и государство, а субъектами ее обеспечения - основные элементы экономической системы, включая рыночные институты и механизмы при государственном регулировании их функционирования.

Основное содержание экономической безопасности Республики Калмыкия конкретизируется при характеристике экономических интересов по отдельным сферам экономики.

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ И ИХ КРИТЕРИИ


Экономические интересы Республики Калмыкия охватывают все сферы ее народного хозяйства, при всей специфичности этих интересов в каждой сфере. В комплексе все они определяют облик и основные параметры экономики региона, отвечающие требованиям экономической, безопасности республики. Важнейшим звеном в формулировании экономических интересов Республики Калмыкия являются задачи в области социальной сферы.

1. В социальной сфере главным национальным интересом Республике Калмыкия является максимальное приближение уровня жизни населения к среднероссийскому уровню при сохранении национального, традиционного его уклада. Обеспечение этого интереса потребует:

- доведения фактических показателей уровня жизни населения до количественных параметров пороговых значений по следующим индикаторам: соотношению среднедушевых денежных доходов в Республике Калмыкия до 65% от средних по России, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 20% от всего населения, соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного (фондовый коэффициент) - до 6 раз, соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума - до 2,3 раза, уровня безработицы - до 10% от экономически активного населения;

- увеличения доли доходов от предпринимательства путем его развития и вывода из теневого сектора экономики, а также доходов от собственности;

- сохранения на ближайший период достаточно высокой доли во всех доходах населения натуральных поступлений продуктов питания с приусадебных и других участков, снижения этой доли в меру замещения ее растущими денежными доходами:

- формирования в дополнение к эффективной федеральной социальной помощи, обеспечивающей достойный уровень жизни и равные социальные возможности малоимущему населению (прежде всего пенсионерам и детям);

- обеспечения эффективной занятости населения с учетом профессионального образования граждан и потребностей экономики при достойной оплате квалифицированного и добросовестного труда, достижения баланса спроса и предложения на рынке труда, создания условий для мобильности трудовых ресурсов, поддержки молодежи, достигшей трудоспособного возраста;

- развитие системы профессионального образования и переподготовки кадров;

- обеспечения доступности для населения высококачественных услуг образований, культуры, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы, недопущения неоправданного роста оплаты этих услуг для большинства населения, увязки этапов проведения реформы в этих отраслях с мерами по повышению денежных доходов населения.

2. В области демографии важнейшими направлениями обеспечения национальных интересов, отвечающих требованиям экономической безопасности, являются:

- увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой, смертности, в первую очередь в младенческих возрастах;

- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

- улучшение репродуктивного здоровья населения;

- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости за счет постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

- всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

- создание условий для самореализации молодежи:

- социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;

- регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения региона;

- повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально - экономического развития Российской Федерации в целом и Республики Калмыкия;

- обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирования толерантности к мигрантам.

Демографическая ситуация и демографические перспективы Республики Калмыкия - важнейшая составляющая республиканских и федеральных интересов.

3. В производстве,инвестициях, инновациях, использовании природных ресурсов к экологии На современном этапе главной задачей региональной экономической политики, отвечающей Государственной стратегии экономической безопасности, становится обеспечение самодостаточности и конкурентоспособности реального сектора экономики Республики Калмыкия. Это возможно при создании благоприятных и равных условий всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от форм собственности и масштабности, позволяющих проводить активное обновление производственного аппарата с учетом современных требований внешнего и внутреннего рынка, улучшение использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Достижение этих целей может быть обеспечено путем реализации комплекса организационно - экономических, научно - технических, нормативно - законодательных и других мер в реальном секторе экономики. К ним в первую очередь относятся:

- инвентаризация основных производственных фондов и реструктуризация предприятий реального сектора экономики, обеспечивающая повышение экономической эффективности производства и его прибыльности, структурную сбалансированность хозяйствующих субъектов с использованием современных финансовых инструментов для обновления основных производственных фондов товаропроизводителей и выпуска конкурентоспособной продукции в объемах, соответствующих платежеспособному спросу как на внутреннем, так и на внешних рынках;

- ведение постоянно действующего мониторинга по банку данных вакансий имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест, активизация исполнительных органов власти республики в части создания дополнительных рабочих мест с разработкой мер по государственной поддержке товаропроизводителей, не нарушающих правил БТО и обеспечивающих мобильность рабочей силы как на территории республики, так и за ее пределами;

- внедрение финансово - экономических инструментов по формированию в республике современных промышленных, агропромышленных, производственно - финансовых, производственно - торговых и других корпоративных образований, в сочетании с малым и средним бизнесом, обеспечивающих конкурентоспособность товаропроизводителей и республики в целом как на внутреннем, так и на внешних рынках:

- активизация исполнительных органов власти республики в части создания современных финансовых инструментов, обеспечивающих улучшение состояния ее земельных, лесных и водных ресурсов;

- стимулирование развития собственных налогоемких, подакцизных и экспортно - ориентированных производств, государственная поддержка наиболее быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, направленных на наиболее полное использование имеющегося собственного потенциала и ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»