2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | |
Число прибывших чел. | 9594 | 8779 | 8545 | 7714 | 8047 |
Число выбывших чел. | 11695 | 1094 | 9782 | 9406 | 9531 |
Миграционный прирост | -2101 | -2182 | -1237 | -1692 | -1484 |
в т.ч. | |||||
в пределах РФ | -2171 | -2096 | -1274 | -1542 | -1314 |
Международная | 70 | -86 | 37 | -150 | -173 |
из них: - со странами СНГ и Балтии | 298 | 119 | 200 | 7 | 3 |
- с другими странами | -228 | -2182 | -1237 | -1692 | -1484 |
* данные ТО ФС госстатистики по РК
Некоторые положительные сдвиги в сторону увеличения естественного прироста населения за счет увеличения коэффициента рождаемости и снижения коэффициента смертности наметились в 2003 г. Вместе с тем проблема миграционной убыли остается актуальной и в настоящее время, а изменение коэффициента миграции носит скачкообразный характер, при этом миграционный баланс постоянно сохраняется отрицательным (рис. 1).
Под суммарным воздействием естественного и механического движения населения наблюдается системное ухудшение общедемографической ситуации в республике. Отрицательное влияние на формирование трудовых ресурсов оказывает эмиграция, т.к. в основном республику покидает трудоспособное население, в том числе и обладающее высоким профессиональным и общеобразовательным потенциалом. Довольно высока и смертность среди людей в трудоспособном возрасте (около 1/3 смертей приходится на эту группу населения при этом стабилизации этого показателя или тенденции к снижению не намечается). В результате компенсирующего воздействия разновекторных демографических процессов коэффициенты демографической нагрузки в целом снижаются (с 820 чел. нетрудоспособных возрастов на 1000 чел. трудоспособного возраста в 1995 г. до 611 чел. в 2004 г.), при этом снижение демографической нагрузки происходит именно за счет молодых генераций, что формирует проблемную ситуацию на перспективу. Сравнительно высок образовательный уровень населения (особенно молодежи). Все это создает благоприятные предпосылки для экономического развития. Система образования Республики Калмыкия на конец 2003-2004 учебного года представлена 395 образовательными учреждениями, из них дошкольных образовательных учреждений - 114, общеобразовательных учреждений - 211. учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 3, учреждений дополнительного образования детей - 33, учреждений начального профессионального образования - 12, учреждения среднего профессионального образования - 7, учреждения высшего профессионального образования - 1, учреждения дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров - 2, филиалами иногородних высших учебных заведений - 13. Основная деятельность образовательных учреждений направлена на реализацию государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение и развитие образовательной системы, единого образовательного пространства, повышение качества образовательных услуг в рамках реализации Национальной доктрины образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Указом Президента Республики Калмыкия от 10 декабря 2003 г. 2004 год объявлен Годом Образования. В 2003/2004 учебном году основное общее образование завершили 5723 девятиклассника, среднюю (полную) школу окончили 4523 выпускника. Золотой медалью "За особые успехи в учении" награждены 25 выпускников 2004 года (0,6%), серебряной - 131 (2,9%). В республике работает 91 национальная группа, 243 национальных классов и 14 классов славянской культуры.
Уровень жизни населения Республики крайне низок, существенно уступая среднероссийскому. В 2004 году уровень бедности составил 47,7%, т.е. 138,7 тыс. человек имели доходы ниже прожиточного минимума, реальные доходы граждан составили 97,1% к уровню 2003 года.
В числе факторов подобного рода ситуации - устойчиво депрессивный характер региональной экономики, а также высокий уровень неравенства в распределении доходов.
Ключевым фактором, предопределившим снижение доходов населения, стало снижение уровня заработной платы (табл. 3).
Таблица 3