Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2005-2012 ГОДЫ


 1.4.1. Приоритетные направления повышения уровня жизни и модернизации социальной инфраструктуры республики


Реализация стратегического для Калмыкии приоритета, повышения уровня и качества жизни социально-территориальной общности, должна вестись по ряду сопряженных направлений:

- рост реальных доходов, как в негосударственном секторе экономики, так и в бюджетной сфере, формирование на территории республики новых (в том числе и высокооплачиваемых, требующих высококвалифицированного труда) рабочих мест;

- существенная активизация жилищного строительства, повышение качества существующего жилищного фонда за счет опережающего развития соответствующей инфраструктуры;

- решение проблемы устойчивого, соответствующего современным нормативам, водоснабжения населенных пунктов Республики Калмыкия;

- наращивание потенциала региональной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, здравоохранения, культуры, внедрения современных средств коммуникации и информационных и технологий;

- реализация комплекса природоохранных и средовосстановительных мер, включая существенное наращивание объема лесовосстановительных работ;

- повышения транспортной доступности и инфраструктурной обустроенности периферийных территорий Калмыкии;

- повышения селективности и адресности реализуемых мер господдержки социально незащищенных слоев населения с учетом специфики республики.

Для стабилизации социально-экономической ситуации и реального повышения уровня жизни населения на территории республики стратегически значимо двукратное снижение уровня безработицы (с современных 16-21,7% по методологии МОТ до 8-10% от числа экономически активного населения). Для решения этой задачи с учетом неизбежного роста производительности труда и высвобождения работников в базовых отраслях региональной экономики в период 2005-2012 гг. необходимо создать не менее 12000 новых рабочих мест, в том числе 7000 рабочих мест непосредственно в сельской местности.

С учетом наблюдаемого в республике активного миграционного оттока трудоспособного населения (прежде всего высокообразованной молодежи) стратегически значимо наращивание, прежде всего, хорошо оплачиваемых, требующих высокой квалификации мест приложения труда, создание условий для реализации частной инициативы и предпринимательской активности.

Итогом преодоления чрезмерного уровня безработицы и соответствующего общеэкономического роста должно стать снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с нынешних 47,7% - до 25%.

Необходимо поэтапно, в течение 2-3 лет, преодолеть острый структурный дисбаланс экономического спроса и предложения на рынке труда, в том числе за счет структурной модернизации и диверсификации системы образования, обеспечения качества профессионального образования по всей вертикали образовательных учреждений. Резерв занятости - малое предпринимательство, сегмент которого в экономике Калмыкии может быть удвоен.

В рамках программы будет проводиться модернизация социальной инфраструктуры Республики со смещением акцента на качество оказываемых услуг, техническую и кадровую оснащенность социальной сферы. Особый акцент должен быть сделан на традиционных "болевых точках" в отраслях социальной сферы: ее слабой материальной базе, незавершенности проводимой политики оптимизации сетей школ, больниц, учреждений социального обслуживания, недостаточной обеспеченность квалифицированными кадрами, особенно в сельской местности.

В рамках восстановления и развития многонациональной культуры Республики должна быть продолжена работа по восстановлению утраченных и строительству новых храмов всех ведущих конфессий, сохранению, реставрации и активному хозяйственному использованию локализованных на территории города памятников истории, культуры, архитектуры, формированию безопасной и комфортной среды обитания для лиц любой национальной, конфессиональной и социальной принадлежности.

Важнейшим социальным приоритетом является существенный рост объемов жилищного строительства, рост жилищного фонда, повышение его качества. Для системного решения жилищной проблемы необходимо одновременно решать задачи по увеличению объемов строительства нового жилья до 200 тыс. квадратных метров в год.

Формирование рынка доступного жилья требует комплексного системного решения проблем повышения платежеспособного спроса горожан на жилье через развитие всех возможных форм жилищного кредитования, а также становление новых институтов - страхования ипотечных кредитов, формирования бюро кредитных историй, отработки технологий обязательств обратного выкупа ИЖК профессиональными участниками рынка недвижимости и ипотеки, эмиссия республиканских и муниципальных облигаций на развитие инженерной инфраструктуры, развитие специализированной рыночной деятельности (муниципальный девелопмент) по обустройству территорий и главное - системное рефинансирование (секьюритизация) долгосрочных кредитов.

Накопительные ипотечные системы (ипотечные кредитные потребительские кооперативы граждан - ИКПКГ, жилищно-строительные кооперативы - ЖСК, строительно-сберегательные кассы - ССК, общества взаимного кредита - ОВК и пр.) могут развиваться в рамках действующего законодательства, под контролем муниципалитета и региональных и федеральных компетентных органов с учетом положительного опыта Германии, Австрии, Чехии, Словакии и Московской области. Условием их эффективного функционирования является формирование системы кредитных бюро, а также республиканской информационной базы данных о кредитных историях, о налоговых историях, о страховых историях домохозяйств, предприятий, предпринимателей без образования юридического лица, фермеров.

Накопительные ипотечные системы целесообразно создавать по месту жительства, на основе товариществ собственников жилья (ТСЖ), по месту работы (в рамках корпоративных ипотечных программ с участием профсоюзов), обеспечивая приоритет защиты имущественных интересов членов кооперативов, возможности внешнего кредитования и рефинансирования внутренних займов.

Основой интенсификации жилищного строительства должен стать формируемый Калмыцкий стандарт ипотечного жилищного кредитования, учитывающий положительный опыт развития ипотеки по "американской" и "немецкой" модели, московские и подмосковные программы, программы Ростовской области, предложения экспертов по финансированию и страхованию недвижимости. Главная отличительная особенность Калмыцкого стандарта в гарантировании безопасности для всех участников ипотеки, а также в сформированном механизме приоритетной федеральной поддержки ипотеки с учетом социально-экономической специфики депрессивного региона.

Важнейшей составляющей повышения качества жизни населения республики является стабилизация экологической ситуации, формирование природоохранной инфраструктуры. Первостепенными проблемами в этой сфере являются: наращивание массивов лесных насаждений, решение проблемы водоснабжения, борьба с опустыниванием и деградацией почв, поддержание видового состава флоры и фауны, в том числе калмыцкой популяции сайгака, восстановление гидротехнических сооружений и объектов гражданского назначения, разрушенных в результате подъема уровня Каспийского моря, утилизация твердых промышленных и бытовых отходов и др.