В рамках федерального законодательства принят ряд региональных законов, позволяющих активизировать процессы социально-экономического развития, обеспечить более благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат: "Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 06.01.2000 N 39-II-З; "Об отдельных вопросах развития инвестиционной деятельности в РК" от 06.11.2001 N 139-II-З; "О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику РК" от 10.06.2002 N 197-II-З; "О земле" от 28.02.2003 N 286-II-З; "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 25.04.2003 N 319-II-З; "О плате за пользование водными объектами" от 19.07.1999 N 26-II-З; "О личном подсобном хозяйстве граждан" от 06.01.2000 N 41-II-З; "О республиканском государственном заказе" от 20.09.2002 N 230-II-3; "О государственной поддержке промышленных предприятий РК" от 25.12.2001 N 147-II-З и др.
В системе стратегических приоритетов администрации важнейшее место принадлежит политике стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, как основного инструмента развития региональной экономики.
В числе приоритетных задач политики Республики Калмыкия в области создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата:
- создание эффективной среды функционирования рынка товаров, услуг и капитальных активов на основе базовых законов конкурентной рыночной экономики, в том числе максимально свободного ценообразования и возможного саморегулирования рынка, равного конкурентного режима для всех хозяйствующих субъектов;
- минимизацию вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность в законодательно очерченных рамках, максимальное обособление функций государства как участника или организатора инвестиционно-финансового рынка;
- осуществление защищенного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для предпринимательской деятельности, в том числе и инвестирования;
- публичность и прозрачность проводимой инвестиционной политики, открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
- презумпцию добросовестности всех участников инвестиционно-финансового рынка; равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
- сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;
- взаимную ответственность и безоговорочное выполнения обязательств, как со стороны исполнительных органов власти, так и других участников инвестиционного процесса.
В целях преодоления административных барьеров для инвесторов и предпринимателей предусмотрено создание системы поддержки по принципу "единого окна", упрощение процедуры получения разрешений на строительство объектов, в том числе оформления аренды и продажи земельных участков, оптимизация сроков прохождения документов по согласованию инвестиционных проектов, формирование единой региональной инвестопроводящей сети с участием районов и городов Республики Калмыкия подготовка квалифицированных кадров для работы с инвесторами.
Приоритетно обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств, селективность, прозрачность, тщательная оценка объектов поддержки. Государственное инвестирование будет осуществляться на основе программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность, а также посредством субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Необходимо проведение на ежегодной (постоянной) основе конкурсов инвестиционных проектов, как наиболее прозрачного и доступного инструмента поддержки активной части предпринимательского слоя. Источником финансирования победителей таких конкурсов могут выступать средства кредитных учреждений республики; участие государства в проектах сводится к предоставлению гарантий инвесторам, а также к возможности субсидирования инвестиционных проектов посредством погашения части процентной ставки по кредиту.
В числе мер господдержки региональным законодательством предусмотрены также налоговые льготы (в рамках прав субъектов Российской Федерации) для реализации инвестиционных проектов, получивших статус "приоритетных".
Значительная роль в инвестиционной политике отводится усилению работы по позиционированию Республики Калмыкия - созданию понятного, узнаваемого и отличного от других образа региона. Одним из инструментов повышения имиджа Калмыкии и продвижения региональных интересов среди потенциальных бизнес-партнеров и инвесторов является программа коммуникационных действий "Калмыкия, открытая для бизнеса".
Программа включает систему мер, направленных на решение управленческих, маркетинговых, PR и рекламных задач, способствующих сглаживанию диспропорций в информировании инвесторов, минимизации негативных факторов и рисков при возникновении кризисных ситуаций. Цель Программы - активизация притока инвестиций на основе повышения привлекательности Калмыкии, формирования информационной инфраструктуры, механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти региона с инвесторами, популяризации перспективных отраслей и инвестиционных проектов среди населения и целевых групп инвесторов.
Реализация мер по созданию информационной инфраструктуры, формирующей у иностранных инвесторов представление об уровне развития бизнес-процессов и менеджмента в регионе, обеспечит прозрачность действий администрации, позволит инвестору легко и быстро получить интересующую информацию и наладить обратную связь. Кроме того, успех осуществления инвестиционных проектов во многом обусловлен слаженным взаимодействием структурных подразделений федеральных, региональных и местных органов власти. В программе предусмотрен ряд мер, направленных на усиление связей с целевыми аудиториями, согласование действий по подготовке и продвижению инвестиционных проектов на всех уровнях.
Решение PR и рекламных задач предусматривает участие Калмыкии в международных инвестиционных выставках, форумах, симпозиумах, подготовке рекламной и информационной продукции, в том числе справочников и методических пособий для инвесторов, каталогов инвестиционных проектов и "зеленых" площадок, макетов объектов, постоянном обновлении Интернет-сайта и другое.
Критерием оценки эффективности инвестиционной политики является величина прироста инвестиций. По оценке к 2012 году объем инвестиций возрастет в сопоставимых ценах в 1,5 раза.
Одной из основных целей совершенствования нормативно-правовой базы Республики Калмыкия является создание условий для ускоренного роста экономики республики на базе реализации определенных Программой конкурентных преимуществ и выбранных приоритетов развития.
Проведение законодательных преобразований на уровне Республики Калмыкия будет направлено на:
- создание стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
- дебюрократизацию и упорядочение регулирующих функций органов государственного управления республики, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, снижение административных барьеров деятельности хозяйствующих субъектов;
- защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной;
- защиту прав кредиторов и инвесторов;
- выравнивание условий конкуренции учреждений различных форм собственности;
- повышение эффективности управления государственной собственностью;
- развитие финансовой инфрастуктуры, формирование инвестопроводящей среды в Республике Калмыкия;
- повышение эффективности социальной защиты населения;