Доминантным условием реализации стратегического приоритета Республики Калмыкия, существенного повышения уровня и качества жизни социально-территориальной общности выступает формирование современной интегрированной в межрегиональную и международную систему разделения труда конкурентоспособной региональной экономики.
Конкурентоспособность экономики Республики Калмыкия должна предопределяться:
- максимальным задействованием имеющихся ресурсных факторов и конкурентных преимуществ регионального развития: природных, включая минерально-сырьевые (нефть, газ, строительные материалы), земельные (обширные сельхозугодья, в первую очередь пастбища), рыбные, трудовых (адаптированное к проживанию и хозяйственной деятельности в сложных условиях аридной зоны население, включая его относительно многочисленные генерации в молодом возрасте с высоким общеобразовательным потенциалом), транспортно-позиционных (относительно благоприятное транспортно-географическое положение на перекрестье транзитных товаропотоков) и институциональных (статус республики в составе РФ, наличие соответствующих полномочий, возможностей и инфраструктуры);
- формированием в республике благоприятной предпринимательской среды, созданием позитивного инвестиционного и в целом социально-экономического имиджа Калмыкии (образ "отсталого", "бедного" и т.п. региона в этой связи должен быть кардинально сменен на имидж динамично развивающейся, интегрированной в мировую экономику и в целом в глобальное социокультурное пространство территории, ареал больших экономических возможностей, один из макрорегиональных эпицентров модернизации), привлечением в регион крупных трансрегиональных и транснациональных финансово-экономических структур, развитием рынка и рыночных институтов;
- системной поддержкой модернизации экономики и в целом социально-экономического развития республики на федеральном уровне (как прямой, посредством бюджетно-налогового, программно-целевого, инвестиционного и иных механизмов, так и опосредованной, через стимулирование соответствующей активности ведущих российских бизнес-структур) по социальным (борьба с бедностью), экономическим (перевод депрессивной экономики в экономику развивающуюся), экологическим (решение природоохранных проблем межрегионального значения, включая опустынивание, подъем уровня Каспия и т.п.) и геостратегическим (развитие транспортно-транзитных коммуникаций, создание рубежа безопасности на южном фланге и т.п.) мотивам.
Установка формирования конкурентоспособной региональной экономики должна реализовываться, прежде всего, в области структурной политики, где необходим акцент на сочетание развития традиционных для республики отраслей и производств с последовательным увеличением в экономике доли предприятий с высокой добавленной стоимостью, а также сферы услуг.
В качестве отраслевых приоритетов следует определить:
- развитие традиционных для Калмыкии сфер и отраслей сельского хозяйства (овцеводство, разведение КРС мясного направления, зернопроизводство), его модернизацию на современной технико-технологической основе, повышение устойчивости животноводства и земледелия к сложным природно-климатическим условиям;
- создание кластера пищевой и перерабатывающей промышленности;
- активное формирование индустрии туризма (познавательный и событийный туризм, эксклюзивные виды охоты, рыбалки, кумысолечение и др.);
- кластер нефтегазовой промышленности, включая транспортировку сырья и его переработку;
- электроэнергетику на собственной топливно-ресурсной (газ) основе;
- создание кластера инновационно-технологической инфраструктуры;
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
- строительство жилья и дорог;
- производство стройматериалов.
В области инновационно-технологической и инвестиционной политики необходимо резкое наращивание объемов инвестиций, обеспечивающее ускорение экономического роста на современной технико-технологической базе. Модернизация существующих предприятий (с внедрением неводоемких, неэнергоемких технологий и экологически чистых производств) должна быть дополнена приоритетной реализацией инвестиционных проектов, ориентированных на включение экономики Калмыкии в систему межрегиональных и мирохозяйственных связей.
Структурные и технологические сдвиги необходимо нацелить на рост занятости на высокооплачиваемых, высококвалифицированных рабочих местах, рост объемов конкурентоспособной продукции профильных для республики отраслей сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг.
Необходима последовательная информатизация экономики республики, ориентированная как на развитие информационной инфраструктуры общего назначения, так и на внедрение информационных технологий управления непосредственно на уровне предприятий, учреждений и организаций.
Депрессивность региона обусловливает особое место внешнеторгового и межрегионального блоков развития, интеграции экономики республики в систему межрегионального и международного разделения труда. В условиях узкого внутреннего рынка и ограниченной платежеспособности малочисленного населения Республики Калмыкия критическими, ключевыми факторами преодоления депрессивности или смягчения ее степени выступают внешние стимулирующие факторы экономического и социального воздействия и многосторонней помощи.
Рациональность разработанных мер соблюдения баланса и форм привлечения внимания международного и отечественного бизнеса, правительств, соотечественников в России и за рубежом к проблемам Республики Калмыкия и способов их решения являются важнейшими аспектами фокусирования ресурсов правительственных и неправительственных организация на разработке и применения мер, нацеленных на активизацию международного сотрудничества.
Внешнеэкономическая деятельность субъекта федерации при соответствующих внутренних условиях способна создать платформу региональных кластеров - технологической цепочки концентрации добавленной стоимости перерабатываемого сырья на территории; набор точек роста и ряд технико-технологических целей возрождения национального регионального производства. В свою очередь, рост производственной базы региона приведет к бюджетным и налоговым изменениям, обеспечивая самофинансирование и снижение миграции за пределы республики, усилившейся в последние два-три года.
Ключевым по уровню занятости населения, перспективам российской и международной специализации Республики Калмыкия следует, при этом, признать продуктовый кластер пастбищного овцеводства, первичной переработки и полного использования продуктов овцеводства.
Республика Калмыкия способна сконцентрировать исторический опыт развития овцеводства, превратить его в конкурентное преимущество мирового уровня. Географическое положение, включая близость к основным странам - потребителям баранины, мусульманским государствам Средней Азии, Турции, Ближнего Востока, а также выполнение посредническо-организаторской функции продвижения новых мировых технологий выращивания овец, переработки мяса и шерсти могут стать миссией республики. Собственный опыт в первичной переработке продукции животноводства, необходимость расширения степени и глубины, повышения качества используемого оборудования являются важнейшими побудительными мотивами для развития данного направления международного сотрудничества.
Формирование конкурентоспособной региональной экономики Республики Калмыкия сопряжено с формированием соответствующих рыночно-институциональных условий.
Необходима разработка и реализация практического механизма взаимодействия государства и бизнеса на мезоуровне, обеспечивающего, с одной стороны, оптимальное комбинирование регулирующих и стимулирующих функций региональных органов государственной власти как субъекта управления по отношению к разномасштабным предприятиям и организациям для создания благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвесторов при сохранении интересов территориально-хозяйственного комплекса как целостной системы, с другой стороны, наиболее эффективное использование накопленного внутреннего потенциала региональной экономики.
Роль государства в создании конкурентных преимуществ Республики Калмыкия должна проявляется одновременно в двух направлениях фокусировки усилий:
1) формирование условий для вложения инвестиционного капитала в различные сферы деятельности крупными трансрегиональными корпоративными структурами в сопряжении со стимулированием активности малого и среднего бизнеса непосредственно внутри республики;