Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2006-2008 ГОДЫ


 I. Содержание проблемы, обоснование ее соответствия приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия, целесообразности и необходимости ее решения программно-целевым методом


Концепция республиканской целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2006-2008 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и направлена на актуализацию его основных положений на территории Республики Калмыкия с учетом региональной специфики экономики, особенностей социально-экономического развития республики, достигнутого уровня развития муниципальных образований, и определяет политику исполнительных органов государственной власти Республики Калмыкия в сфере государственной поддержки развития муниципальных образований. Правовой базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, Степное Уложение Республики Калмыкия.

Концепция закрепляет единую систему представлений о стратегических целях, приоритетных направлениях политики республики в сфере развития муниципальных образований. Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Калмыкия, муниципальной реформы является обеспечение эффективной занятости и существенного роста реальных доходов населения, улучшение качества жизни населения, проживающего на территории муниципалитета, формирование благоприятной среды для его устойчивого воспроизводства на уровне современных европейских стандартов.

Достижение поставленных приоритетов возможно при условии реальной политической, экономической самостоятельности муниципальных образований республики, для чего необходимо решить задачи по снижению уровня дотационности муниципальных образований, внедрению передовых методик и технологий по оптимизации местных бюджетов, территориальных основ муниципальных образований республики, совершенствованию их нормативной правовой базы, созданию системы муниципальной статистики, условий для развития местной экономики на основе использования собственного потенциала, развития малого предпринимательства, частного сектора, внедрения инвестиционных проектов, создания эффективной системы подготовки, переподготовки кадров в органах местного самоуправления.

На сегодняшний день в республике - 128 муниципальных образований, из которых 1 городской округ, 2 городских поселения, 13 районных и 112 сельских муниципальных образований. Все муниципальные образования приняли Уставы, сформировали бюджеты на 2006 год.

Доходная часть бюджетов муниципальных районов запланирована в сумме 983,5 млн.рублей, в том числе собственные доходы - 96,7 млн. рублей или 9,8 процентов от общей суммы доходов, дотации и субвенции из республиканского бюджета - 887,4 мн. рублей или 90,2 процентов. Основную долю собственных доходов составляют налоговые платежи, их удельный вес в общей сумме собственных доходов составляет 71,6 процентов. Основным налогом, формирующим местные бюджеты, является налог на доходы физических лиц - 54 процента. Неналоговые доходы в структуре собственных доходов районных муниципальных образований составляют - 4,3 процента и сформированы, в основно, за счет поступлений от аренды муниципального имущества.

Основная доля расходов муниципальных образований имеет социальную направленность. Наибольшие расходы планируются на образование - 55,7 процентов, здравоохранение - 12,7 процентов. На жилищно-коммунальное хозяйство запланировано направить 2,1 процентов от общей суммы расходов, на управленческие расходы до 6,4 процентов, на социальную политику до 6,3 процента. Не запланированы расходы на реализацию полномочий по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства, для обеспечения поселений услугами связи, общественного питания, торговли.

Производственную базу муниципальных образований составляют, в основном, предприятия образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие услуги социальной направленности и имеющие сложное финансовое состояние в силу неплатежеспособности потребителей, устаревших технологий, изношенности основных производственных фондов, что, в конечном итоге, также не способствует увеличению доходной базы местных бюджетов. Соответственно муниципальные инвестиции имеют социальную направленность, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности.

Проблемой муниципальных образований республики также являются высокий уровень миграции и естественной убыли населения, высокий уровень безработицы. Так, в целом за 2005 г. общее число выбывших из городских и сельских поселений республики составило 8944 человека, число прибывших - 7300, миграционная убыль составила 1644 чел.

Проблемными остаются ключевые вопросы территориально-хозяйственного устройства муниципальных образований - обеспечение населения качественной питьевой водой, услугами связи, развитие топливно-энергетического потенциала, отраслей агропромышленного и социального комплексов.

Скорейшего решения требует вопрос подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления. В результате формирования органов местного самоуправления республики в феврале 2005 года произошло значительное обновление состава председателей Собраний депутатов муниципальных образований. Из прежнего состава избрано 25 человек (19,5%), из прежних глав администраций остались на посту 70 человек или 55 процентов. При этом из 114 глав сельских и городских поселений почти 40 процентов не имеют высшего образования.

В настоящее время в республике отсутствует система информационно-методического обеспечения органов местного самоуправления. Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований, дублирование ее различными министерствами, ведомствами отрицательно сказывается на реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

В сложившихся условиях необходимо добиться устойчивого развития всех муниципальных образований республики, создать пространственную структуру экономики республики в целом. Процесс становления местного самоуправления является составной частью проводимой в Российской Федерации, Республике Калмыкия административной реформы и он не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений социально-экономического развития. В этой связи мероприятия республиканской целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создание условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2006-2008 годы (далее - Программа) будут носить межотраслевой характер и затрагивать сферы ведения всех республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Предполагается привлечение внебюджетных источников.

Сложность и взаимоувязанность различных мероприятий, необходимость исполнения их в сжатый временной период, социальная и политическая значимость решения задач, поставленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках программы, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.

Достижение цели в предусмотренные сроки возможно только при условии создания единого центра, координирующего деятельность различных министерств, ведомств, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, отслеживающего выполнение программы в целом и корректирующего при необходимости работу исполнителей.