Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2008-2012 Г.Г.

1. Содержание проблем развития земельных отношений в Республике Калмыкия


Земельный фонд в Республике Калмыкия включает в себя все земли расположенные в административных границах Республики Калмыкия, независимо от их распределения и целевого назначения, форм собственности и принадлежности к Российской Федерации, Республике Калмыкия или муниципальным образованиям республики.

По данным государственного статистического наблюдения общая площадь земельного фонда в Республике Калмыкия по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 7473,1 тыс. га.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда в Республике Калмыкия земель сельскохозяйственного назначения - 89,9%; земли запаса составляют 5,9%, земли особо охраняемых территорий и объектов составляют 1,6%; земли населенных пунктов, лесного и водного фондов каждый составляют 0,8%; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения составляют 0,2%.

Общая площадь земель, используемая посторонними землепользователями, составляет 491,2 тыс. га. Астраханской областью и Республикой Дагестан используются земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 390 тыс. га (326,1 тыс. га и 101,2 тыс.га, соответственно).

Из общей площади земельного фонда в Республике Калмыкия в государственной и муниципальной собственности находилось 7044,5 тыс. га (94,3%); в частной собственности - 428,6 тыс. га (5,7%), из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 424,6 тыс. га (99,1%), в собственности юридических лиц находилось 4,0 тыс. га (0,9%).

Земельные доли граждан (включая доли в праве общей совместной собственности) в земельном фонде республики составили 5,5% (410,9 тыс. га) или 95,9% земель, находящихся в частной собственности в целом по республике.

Из 7044,5 тыс. га земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в границах Республики Калмыкия, в настоящее время зарегистрировано право собственности публичных образований:

- Российской Федерации на 400 земельных участков общей площадью 99,8 тыс. га, что составило 1,4% от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

- Республики Калмыкия на 98 земельных участков общей площадью 61,578 тыс. га (0,9%).

- муниципальных образований на площадь 613,1 тыс. га (8,7%).

На территории республики более 6 млн. га земель отнесены к неразграниченным землям, находящимся в государственной собственности, но право распоряжения которыми предоставлено районным муниципальным образованиям. И, при условии активного вовлечения земель в экономический оборот земельные ресурсы могут приобрести значительный потенциал, способный создать импульс для процесса стабилизации, а впоследствии - обеспечить переход к устойчивому динамичному развитию экономики Республики Калмыкия.

Республика Калмыкия располагает значительными по площади земельными ресурсами. Но необходимо отметить, что среди субъектов Южного Федерального округа, экономический потенциал сельхозугодий Республики Калмыкия в виде базовых показателей кадастровой оценки, таких как оценочная продуктивность и дифференциальный рентный доход, характеризуется как самый низкий. Это проецируется, в первую очередь, на земельные налоги, которые продолжают оставаться символическими и не стимулируют эффективное использование, не ориентируют (землепользователей на освобождение от избыточных площадей.

Земельные платежи в виде земельного налога, арендной платы и средств от продажи земельных участков под приватизированными объектами продолжают оставаться основными статьями доходов для муниципальных бюджетов.

Данные Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Калмыкия свидетельствуют о наличии определенной положительной динамики поступления в местные бюджеты доходов в виде платежей за использование земель: за последний год они увеличились в 3,5 раза.

В то же время, в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законами Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год нормативы распределения платежей за землю в республиканский бюджет ежегодно снижаются.

Таким образом, анализ состояния земельного фонда в Республике Калмыкия, сформировавшейся структуры земельных отношений позволяет определить ряд проблем, требующих решения.

Основные проблемы земельных отношений, ограничивающие возможность эффективного управления и распоряжения земельным фондом на территории республики следующие:

- Снижение агроресурсного потенциала

Ухудшается качественное состояние и производственные свойства земельных ресурсов. Деградация сельскохозяйственных угодий не приостановлена. В зоне негативных явлений оказались многочисленные объекты хозяйственной деятельности: пашни, пастбища, сенокосы, орошаемые земли, а также линии электропередач, автодороги, скважины, обеспечивающие промышленную добычу нефти и др. Подъем уровня Каспийского моря отрицательно сказывался и на социальных условиях жизни населения, экологической обстановке и экономике республики.

Материалы комплексных обследований (геоботанического, почвенного, агрохимического), проведенный 20 лет назад и более, устарели. Обновление данных о качественных характеристиках земель и планово-картографического материала, мероприятий по почвенно-геоботаническому обследованию сельскохозяйственных угодий затруднено ввиду недостаточного финансирования.

Ненормированная хозяйственная деятельность, бессистемный выпас сельскохозяйственных животных и высокая нагрузка, нарушение сезонности выпаса и отсутствие мер по улучшению кормовых угодий, неупорядоченное землепользование, отсутствие внутрихозяйственного землеустройства, а также отсутствие экономических механизмов стимулирования и рационального землепользования, создает не только серьезную экологическую угрозу, но и угрозу нарушения территориально-хозяйственной системы республики.

- Формирование публичной собственности на землю

Процесс регистрации права собственности Республики Калмыкия и муниципальных образований на земельные участки затянулся. Эффективность управления государственной и муниципальной собственностью на землю невысокая. Особенностью сложившейся ситуации является то, что в настоящее время без государственной регистрации прав на землю невозможна полноценная реализация прав Республики Калмыкия, муниципальных образований как публичных собственников.

Затруднена процедура выявления невостребованных долей и признания на такие участки права собственности Республики Калмыкия.

Имеются факты регистрации неразграниченных земель в собственность муниципальных образований.

- Развитие оборота и формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Актуальна проблема реализации конституционных прав граждан на землю, а именно: наделения их земельными долями, осуществления сделок с земельными долями и земельными участками, которая заключена в сложной и долговременной процедуре оформления и влечет возникновение высоких транзакционных издержек. Отсутствуют четкие механизмы противодействий совершению незаконных сделок с земельными долями.

Отсутствие квалифицированных оценщиков, риэлтерских и страховых организаций, недостаточная развитость опорной геодезической сети создают проблемы при выполнении оценочных работ, работ по установлению границ и описанию земельных участков, что сдерживает развитие инфраструктуры рынка земли, снижает оборотоспособность земельных участков и ограничивает привлечение кредитных ресурсов.