ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2007 года N 381

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2008-2012 Г.Г.

В целях формирования единой государственной политики Республики Калмыкия в сфере земельных отношений Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008-2012 г.г.

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Демкин О.В.), Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.) руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008- 2012 г.г.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Калмыкия руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008-2012 г.г.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Манджиева А.К.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
А.КОЗАЧКО



Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 октября 2007 года N 381

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2008-2012 Г.Г.

Введение


Настоящая Концепция развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008-2012 г.г. (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития земельных отношений в республике, а также стратегию органов исполнительной власти Республики Калмыкия, направленную на создание благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление земельными ресурсами и их использование, развитие земельных отношений, во взаимодействии с иными уполномоченными в сфере регулирования земельных отношений органами власти на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований устойчивого, непрерывного, рационального, платного пользования землями, повышения доходов от их использования, а также сохранения их ресурсно-экономического, рекреационного и экологического потенциала.

Земельные отношения, сформированные в соответствии с идеологическими и политическими принципами государственного устройства, не только представляют собой совокупность правовых, экономических, социальных, природно-ресурсных и экологических отношений, возникающих между обществом и его членами в процессе распределения, использования и управления земельными ресурсами, но и определяют облик социально-экономической системы общества.

Основными направлениями развития земельных отношений на современном этапе являются: создание условий для вовлечения земли в экономический оборот как объекта права и как особого объекта производства в сельском хозяйстве; создание условий использования земли как средства обеспечения заемного финансирования капитала хозяйствующих субъектов и увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики республики.

1. Содержание проблем развития земельных отношений в Республике Калмыкия


Земельный фонд в Республике Калмыкия включает в себя все земли расположенные в административных границах Республики Калмыкия, независимо от их распределения и целевого назначения, форм собственности и принадлежности к Российской Федерации, Республике Калмыкия или муниципальным образованиям республики.

По данным государственного статистического наблюдения общая площадь земельного фонда в Республике Калмыкия по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 7473,1 тыс. га.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда в Республике Калмыкия земель сельскохозяйственного назначения - 89,9%; земли запаса составляют 5,9%, земли особо охраняемых территорий и объектов составляют 1,6%; земли населенных пунктов, лесного и водного фондов каждый составляют 0,8%; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения составляют 0,2%.

Общая площадь земель, используемая посторонними землепользователями, составляет 491,2 тыс. га. Астраханской областью и Республикой Дагестан используются земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 390 тыс. га (326,1 тыс. га и 101,2 тыс.га, соответственно).

Из общей площади земельного фонда в Республике Калмыкия в государственной и муниципальной собственности находилось 7044,5 тыс. га (94,3%); в частной собственности - 428,6 тыс. га (5,7%), из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 424,6 тыс. га (99,1%), в собственности юридических лиц находилось 4,0 тыс. га (0,9%).

Земельные доли граждан (включая доли в праве общей совместной собственности) в земельном фонде республики составили 5,5% (410,9 тыс. га) или 95,9% земель, находящихся в частной собственности в целом по республике.

Из 7044,5 тыс. га земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в границах Республики Калмыкия, в настоящее время зарегистрировано право собственности публичных образований:

- Российской Федерации на 400 земельных участков общей площадью 99,8 тыс. га, что составило 1,4% от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

- Республики Калмыкия на 98 земельных участков общей площадью 61,578 тыс. га (0,9%).

- муниципальных образований на площадь 613,1 тыс. га (8,7%).

На территории республики более 6 млн. га земель отнесены к неразграниченным землям, находящимся в государственной собственности, но право распоряжения которыми предоставлено районным муниципальным образованиям. И, при условии активного вовлечения земель в экономический оборот земельные ресурсы могут приобрести значительный потенциал, способный создать импульс для процесса стабилизации, а впоследствии - обеспечить переход к устойчивому динамичному развитию экономики Республики Калмыкия.

Республика Калмыкия располагает значительными по площади земельными ресурсами. Но необходимо отметить, что среди субъектов Южного Федерального округа, экономический потенциал сельхозугодий Республики Калмыкия в виде базовых показателей кадастровой оценки, таких как оценочная продуктивность и дифференциальный рентный доход, характеризуется как самый низкий. Это проецируется, в первую очередь, на земельные налоги, которые продолжают оставаться символическими и не стимулируют эффективное использование, не ориентируют (землепользователей на освобождение от избыточных площадей.

Земельные платежи в виде земельного налога, арендной платы и средств от продажи земельных участков под приватизированными объектами продолжают оставаться основными статьями доходов для муниципальных бюджетов.

Данные Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Калмыкия свидетельствуют о наличии определенной положительной динамики поступления в местные бюджеты доходов в виде платежей за использование земель: за последний год они увеличились в 3,5 раза.

В то же время, в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законами Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год нормативы распределения платежей за землю в республиканский бюджет ежегодно снижаются.

Таким образом, анализ состояния земельного фонда в Республике Калмыкия, сформировавшейся структуры земельных отношений позволяет определить ряд проблем, требующих решения.

Основные проблемы земельных отношений, ограничивающие возможность эффективного управления и распоряжения земельным фондом на территории республики следующие:

- Снижение агроресурсного потенциала

Ухудшается качественное состояние и производственные свойства земельных ресурсов. Деградация сельскохозяйственных угодий не приостановлена. В зоне негативных явлений оказались многочисленные объекты хозяйственной деятельности: пашни, пастбища, сенокосы, орошаемые земли, а также линии электропередач, автодороги, скважины, обеспечивающие промышленную добычу нефти и др. Подъем уровня Каспийского моря отрицательно сказывался и на социальных условиях жизни населения, экологической обстановке и экономике республики.

Материалы комплексных обследований (геоботанического, почвенного, агрохимического), проведенный 20 лет назад и более, устарели. Обновление данных о качественных характеристиках земель и планово-картографического материала, мероприятий по почвенно-геоботаническому обследованию сельскохозяйственных угодий затруднено ввиду недостаточного финансирования.

Ненормированная хозяйственная деятельность, бессистемный выпас сельскохозяйственных животных и высокая нагрузка, нарушение сезонности выпаса и отсутствие мер по улучшению кормовых угодий, неупорядоченное землепользование, отсутствие внутрихозяйственного землеустройства, а также отсутствие экономических механизмов стимулирования и рационального землепользования, создает не только серьезную экологическую угрозу, но и угрозу нарушения территориально-хозяйственной системы республики.

- Формирование публичной собственности на землю

Процесс регистрации права собственности Республики Калмыкия и муниципальных образований на земельные участки затянулся. Эффективность управления государственной и муниципальной собственностью на землю невысокая. Особенностью сложившейся ситуации является то, что в настоящее время без государственной регистрации прав на землю невозможна полноценная реализация прав Республики Калмыкия, муниципальных образований как публичных собственников.

Затруднена процедура выявления невостребованных долей и признания на такие участки права собственности Республики Калмыкия.

Имеются факты регистрации неразграниченных земель в собственность муниципальных образований.

- Развитие оборота и формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Актуальна проблема реализации конституционных прав граждан на землю, а именно: наделения их земельными долями, осуществления сделок с земельными долями и земельными участками, которая заключена в сложной и долговременной процедуре оформления и влечет возникновение высоких транзакционных издержек. Отсутствуют четкие механизмы противодействий совершению незаконных сделок с земельными долями.

Отсутствие квалифицированных оценщиков, риэлтерских и страховых организаций, недостаточная развитость опорной геодезической сети создают проблемы при выполнении оценочных работ, работ по установлению границ и описанию земельных участков, что сдерживает развитие инфраструктуры рынка земли, снижает оборотоспособность земельных участков и ограничивает привлечение кредитных ресурсов.

- Несовершенство институциональных основ развития земельных отношений.

Земельное законодательство является в российской правовой системе одной из наиболее динамично развивающихся отраслей законодательства. В настоящее время продолжается интенсивная законопроектная работа в части урегулирования земельных отношений.

Среди тенденций законодательного регулирования земельных отношений в последнее время можно выделить одну основную - частое внесение изменений и дополнений в земельное законодательство Российской Федерации, и, как следствие, с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством вносятся изменения в законы Республики Калмыкия "О земле", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и т.д. Кроме того, дублирование в Законе Республики Калмыкия "О земле" норм, уже установленных на федеральном уровне, нельзя назвать положительной законодательной практикой, тем самым понижается уровень; правового регулирования.

- Проблема оптимизации платежей за землю.

Действующие принципы исчисления земельного налога и арендной платы за землю на основе кадастровой стоимости земельного участка не позволяют оптимизировать платежи за землю с целью увеличения доходного потенциала республиканского и муниципальных бюджетов.

Остается проблема определения экономически обоснованного и социально приемлемого размера арендной платы.

- Проблема научного и кадрового обеспечения.

Отсутствие квалифицированных специалистов в сфере управления земельными ресурсами, кадастровых инженеров, почвоведов, геоботаников, юристов и оценщиков снижает качество принимаемых решений в области земельных отношений, что неизбежно влечет за собой нарушение прав физических и юридических лиц.

В этой связи необходимо системно и комплексно рассмотреть основные цели и задачи, которые направлены на реализацию стратегии и тактики дальнейшего совершенствования земельных отношений на уровне Республики Калмыкия.

2. Цель, задачи и основные направления развития земельных отношений


Целью Концепции является развитие основных направлений земельной политики на среднесрочный период с целью формирования рынка земли и недвижимости в Республике Калмыкия и дальнейшего совершенствования системы управления земельными ресурсами Республики Калмыкия.

В системном плане государственная политика в сфере земли и иной недвижимости должна основываться на следующих принципах:

- признания уникальных свойств и особенностей земли как материального ресурса и объекта гражданско-правовых отношений;

- учета многообразия форм собственности на землю и иные объекты недвижимости;

- обеспечения единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости при управлении ими, а также при их гражданском обороте;

- необходимости государственного управления земельными ресурсами вне зависимости от форм собственности на землю и видов их использования;

- создания условий для развития рынка земли и иной недвижимости.

Концепция позволяет при разработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия в сфере регулирования земельных отношений решить следующие взаимосвязанные задачи:

- завершение процесса практического перехода к многообразию форм собственности на землю;

- создание условий для развития земельного рынка в Республике Калмыкия, системы эффективного информационного обеспечения процессов управления земельными участками как недвижимым имуществом, принятие экологически-безопасных, экономически- и социально-эффективных хозяйственных решений;

- совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за земельные участки:

- формирование собственности Республики Калмыкия на земельные участки, развитие правовых и экономических основ оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- координация деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;

- совершенствование научного и кадрового обеспечения развития земельных отношений в Республике Калмыкия путем внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований, оказания содействия в переподготовке и повышении квалификации специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления Республике Калмыкии, осуществляющих работу в сфере регулирования земельных отношений;

- совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.

В соответствии с целями и задачами, определенными Концепцией, можно выделить следующие приоритетные направления земельной политики на среднесрочный период:

Направление 1. Устойчивое землепользование и охрана земель


В целях своевременного выявления изменений состояния земель, прогноза и их оценки необходимо предусмотреть разработку мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов.

Необходимо предусмотреть:

- разработку программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;

- совершенствование экономических регуляторов охраны земель;

- совершенствование взаимодействия органов всех уровней власти в области охраны земель;

- периодическое обследование продуктивности кормовых угодий и плодородия земельных участков с учетом их изменения экологического и агрохимического состояния, для последующей актуализации кадастровой оценки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»