Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ


I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий


Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

Программа реализует государственную аграрную политику на территории Республики Калмыкия на 2008-2012 годы, определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве Республики Калмыкия продолжается последние 6 лет. С 2000 по 2006 годы индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в республике увеличился на 18,8 процентов.

В результате ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Из 3072,0 тыс. кв. м сельского жилищного фонда, имеющегося на 1.01.2007, только 13 процентов оборудованы водопроводом, канализацией - 5,4 процентов, горячим водоснабжением - 1,6 процентов.

Низкая оснащенность районов республики сетью участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторно-поликлинических учреждений, сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Еще не в полном объеме завершена программа обеспечения сельского населения природным газом, качественной питьевой водой.

Проблема водоснабжения населения, особенно сельского, приобрела кризисное положение, что отражается на социально-экономическом развитии территории.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Численность сельского населения на начало 2007 года - 160,2 тыс. человек, что составляет 88,6 процентов от численности сельского населения в 1995 году. Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, узость сферы альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;

прогрессирующие негативные экологические процессы в сельском хозяйстве, проявляющиеся в снижении почвенного плодородия;

усугубляющееся воздействие природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство в регионе (нарастание засушливых явлений в период вегетации растений);

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

продолжающийся на протяжении двух десятков лет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.