РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 ноября 2008 года N 354-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"]
В целях реализации статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и постановления Правительства Республики Калмыкия от 30 июня 2008 года N 237 "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия", а также в целях создания благоприятных условий для комплексного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы" (далее - Программа) Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, Агентство государственной поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия, Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, Агентство по управлению имуществом Республики Калмыкия.
3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета в сумме 25000000 (Двадцать пять миллионов) рублей.
4. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия разработать проект Программы и в установленном порядке представить в Правительство Республики Калмыкия.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ
20 ноября 2008 года
N 354-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 20 ноября 2008 года N 354-р
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление.
Внимание органов государственной власти к бизнесу обусловлено современными темпами развития экономики России, необходимостью наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики.
В соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Калмыкия развитие малого и среднего предпринимательства обеспечит устойчивый рост валового регионального продукта, укрепит экономический потенциал республики, повысит качество и уровень жизни населения республики. Бизнес является важнейшим инструментом реализации инноваций, фактором, позволяющим решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:
несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития малого и среднего бизнеса, а также частое внесение изменений в действующие законодательные акты;
наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
недостаточная развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая является основополагающей средой для развития бизнеса;
недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств, ограниченный доступ к финансовым ресурсам (небольшое количество фондов (центров) микрофинансирования);
недостаточный уровень фактического бюджетного финансирования поддержки малого предпринимательства;
сложность получения разрешения и высокая стоимость присоединения к инфраструктурным сетям естественных монополий;
слаборазвитые механизмы самофинансирования;
ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
нехватка квалифицированных кадров.
Для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем, связанных с отсутствием финансовых средств для обеспечения возврата кредитов.
Многие проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняют свою остроту.
Для сохранения существующих и создания новых предприятий необходимо увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений, оказание малым предприятиям организационно-технической, финансовой и имущественной поддержки.
Таким образом, разработка и реализация республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы" (далее - Программа) исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия.
Устойчивое и динамичное развитие малого и среднего предпринимательства требует создания экономических, правовых, социальных и политических условий, обеспечивающих:
повышение эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов работников малых предприятий;
повышение темпов развития малого предпринимательства, как основного ресурса стабильного роста экономики, увеличение доли малых предприятий в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг);
расширение сфер предпринимательской деятельности в инновационной направленности и укрепление инфраструктуры малого бизнеса.
Реализация государственной политики развития предпринимательства требует учитывать тенденции и опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предложения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
На основе программно-целевого метода выявлены следующие целевые задачи по развитию малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу:
1. Формирование комплекса базовых принципов деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия в отношении развития малого и среднего предпринимательства, соблюдение которых обеспечит эффективность развития предпринимательства, в т.ч. совершенствование общих рыночных условий предпринимательской деятельности и подготовка соответствующих правовых актов.
2. Формирование основных направлений развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов, выделяемых для развития малого предпринимательства, в том числе:
развитие институциональной и информационной инфраструктуры;
понижение уровня инвестиционного риска;
рост предпринимательской культуры и управленческой квалификации;
поощрение кооперирования предпринимателей и развитие диалога всех заинтересованных сторон (предпринимателей, профсоюзов, финансовых кругов, муниципальных властей, ученых).
3. Систематизация и совершенствование механизмов реализации основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия.
Программный подход позволит осуществить структурные сдвиги в экономике республики и реализовать эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования.
В Республике Калмыкия за многие годы заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы нормативная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Ежегодно в республиканском бюджете предусматривается сумма расходов на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого и среднего предпринимательства от старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.
Так, в настоящее время государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Республики Калмыкия осуществляется в рамках текущего отраслевого финансирования по следующим направлениям и сферам экономики:
- государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса республики (планируемый объем финансовой поддержки на 2009-2011 годы составляет 209,1 млн. руб.);
- государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств и бытовых услуг (планируемый объем финансовой поддержки на 2009-2011 годы составляет 39,7 млн. руб.).
Однако, изменение федерального законодательства, введение новых видов и форм государственной поддержки и их распространение не только на субъекты малого предпринимательства, но и на среднее предпринимательство, что в значительной степени расширяет круг потенциальных получателей поддержки, требует разработки и принятия региональных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в полной мере учитывающих положения федерального законодательства. Поэтому, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" действующая в настоящее время республиканская целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства на территории Республики Калмыкия на период 2007-2009 гг." утратит силу с 1 января 2009 года.
Причины и обстоятельства, предопределившие применение программно-целевого подхода в качестве средства комплексного решения проблем развития малого предпринимательства в предшествующие периоды, сохраняются и в настоящее время.
Учитывая изложенное, целесообразно сохранить программно-целевой метод развития малого и среднего предпринимательства для более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском уровне.
Таким образом, одним из основных направлений государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является принятие Программы.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия на 1 января 2008 года на территории республики осуществляют свою деятельность 466 малых предприятий, 11740 индивидуальных предпринимателей, 1218 крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц (Таблица 1).
КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Наименование субъектов малого предпринимательства | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | Прирост (2007 г. к 2005 г.), +/- | Темп роста в 2007 г. к 2005 г., % |
ВСЕГО | ед. | 11 443 | 12 804 | 13 424 | 1981 | 117,3% |
Малые предприятия | ед. | 276 | 460 | 466 | 190 | 168,8% |
Индивидуальные предприниматели, из них: | ед. | 9 592 | 10 897 | 11 740 | 2148 | 122,4% |
индивидуальные предприниматели - главы крестьянских (фермерских) хозяйств | ед. | 1 636 | 2 116 | 2 541 | 905 | 155,3% |
Крестьянские (фермерские) хозяйства (юридические лица) | ед. | 1 575 | 1 447 | 1 218 | -357 | 77,3% |
Число субъектов малого предпринимательства - один из основных индикаторов качества экономической среды. О вкладе малых предприятий в экономику Республики Калмыкия можно судить по следующим данным. В 2007 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях экономики республики составила 4,9%, в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 16,3%, в инвестициях в основной капитал - 0,1%. Выручка от реализации товаров, продукции и услуг, полученная малыми предприятиями в 2007 году, составила 1,9 млрд. руб.
Основные показатели деятельности малых предприятий (среднесписочная численность работающих, оборот организаций, Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава) на территории Республики Калмыкия приведены в таблице 2.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | Темп роста в 2007 г. к 2005 г., % |
Средняя численность работников списочного состава малых предприятий (без внешних совместителей), чел. | 2 939 | 3 018 | 3 164 | 107,6 |
Оборот малых предприятий, тыс. руб. | 869583,9 | 1334974,9 | 1949066,2 | 224,1 |
Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава, тыс. руб. | 77906,0 | 97615,6 | 145592,7 | 186,9 |
В 2007 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 3164 человек и в целом выросла по сравнению с 2005 годом (2939 человек) на 225 человек (107,6%). В дополнение отмечается рост числа индивидуальных предпринимателей с 9592 чел в 2005 году до 11740 чел в 2007 году. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние три года число занятых увеличилось на 2373 чел.
Сплошное обследование малых предприятий показывает, что в Республике Калмыкия преобладают организации с небольшой численностью занятых. Среднее число работающих в одной организации малого предпринимательства составляло в 2007 году в целом по республике 8 человек.