Действующий

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (с изменениями на: 01.11.2011)

2.4. Транспортный комплекс


Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Республики Калмыкия играет транспорт. Транспортная система республики включает в себя автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт.

В 2009 году среднегодовая численность занятых в экономике в сфере транспорта составила 6,2 тыс. чел. или 5,5% от общего числа занятых в экономике.

В области гражданской авиации перевозку пассажиров на авиалинии Элиста-Москва-Элиста обеспечивает ОАО "Аэропорт Элиста". В 2010 году аэропортом Элиста отправлено 5906 пассажиров, что на 2,3% больше показателя 2009 года.

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования Республики Калмыкия составляет 165 км или 0,2% в удельном весе железных дорог Российской Федерации.

Грузоперевозки железнодорожным транспортом общего пользования по объему уступают в 13 раз автомобильному транспорту (грузоперевозки железнодорожным транспортом составляют 11,9% от общего объема перевозок грузов республики). При этом плотность железных дорог на территории республики составляет 2,2 км на 1000 км2.

Основным видом транспорта в Республике Калмыкия является автомобильный транспорт. На его долю приходится большая часть грузо-пассажироперевозок.

Ведущее место автомобильного транспорта в республике обусловлено достаточно развитой сетью автомобильных дорог. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием в 1990 году составляла 2043 км., в 2009 году - 3103,1 км. За период 1990-2009 годы протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличилась на 1060,1 км.

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 1990 году составляла 26,8 км. дорог на 1000 км.  территории, в 2009 году - 41,5 км.

Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 1990 году составлял 53,3%, в 2009 году - 81,8%.

Основная цель развития транспортной инфраструктуры связана с формированием железнодорожных транспортных коридоров на территории республики и интеграцией транспортного комплекса Республики Калмыкия в международные транспортные коридоры, а также созданием транспортно-логистического узла в г. Элиста на базе автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта для увеличения транспортной доступности населения и грузов.

Основными задачами развития транспортной инфраструктуры являются:

- строительство железной дороги Элиста - Волгоград (в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р), Аксарайская - Элиста, Элиста - Куберле;

- создание грузового воздушного хаба в г. Элиста со статусом международного;

- проведение реконструкции и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры, объектов системы организации воздушного движения;

- строительство автомобильных дорог ко всем населенным пунктам республики;

- создание придорожной инфраструктуры вдоль автодорог Элиста - Волгоград, Элиста - Астрахань, Элиста - Ставрополь, Москва - Элиста - Минеральные Воды, Москва - Волгоград - Элиста - Махачкала - Баку (АЗС, гостиницы, магазины, кафе, туалеты, душевые и т.д.).

Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования по прогнозным данным достигнет уровня 83,4%.