Действующий

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (с изменениями на: 01.11.2011)

4.2. Приоритеты государственной политики по повышению инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия


Одним из ключевых направлений социально-экономического развития республики является повышение инвестиционной привлекательности региона.

Для реализации этой цели необходима системная работа по нескольким направлениям.

В ближайшее время (2011 г.) целесообразно установить рабочие отношения с международными финансовыми организациями (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Это необходимо как для привлечения инвестиционных ресурсов в республику, так и для улучшения определенного кредитного рейтинга Республики Калмыкия на перспективных финансовых рынках. ("Эксперт РА", Рус-Рейтинг, Национальное Рейтинговое Агентство и.тд.).

В это же время целесообразно создание Центра поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства (далее ГЧП-центр), отвечающего за государственно-частное партнерство в республике, который должен активно взаимодействовать с государственными подразделениями, помогая им в реализации возложенных на них функций по подготовке проекта. ГЧП - центр будет наделен полномочиями по формированию и реализации республиканской политики в сфере государственно-частного партнерства. В зону его ответственности должна входить оценка, экспертиза проектов и принятие решений относительно того, как готовить, реализовывать и осуществлять последующее управление в течение периода реализации проекта.

На этом же этапе следует начать работу по развитию банковской сферы республики, мониторингу сопряженных с инвестиционными проектами бюджетных расходов, определению "точек" роста, формированию инвестиционной программы.

Помимо ГЧП-центра, который будет способствовать реализации политики в сфере государственно-частного партнерства, при Правительстве Республики Калмыкия необходимо создать Экспертный совет по государственно-частному партнерству. Экспертный совет будет являться общественным независимым совещательным органом, объединяющим ведущих профессионалов из консалтинговой среды, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, науки, инвестиционных и кредитных организаций.

На втором этапе (2012-2013 г.г.) потребуется законодательно подкрепить курс республики на инвестиционную и инновационную направленность экономического развития (принять ряд законов, в том числе закон об инновационной деятельности и др.). В дальнейшем возможна корректировка Концепции по результатам финансовой деятельности Центра поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства, расширение взаимодействия с международными финансовыми организациями. На этом этапе целесообразно уточнить перераспределение управленческих функций между органами исполнительной власти Республики Калмыкия и Центром поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства, включая "предметы совместного ведения", расширить деятельность государственно - частного партнерства.

На третьем этапе (2014-2015 г.г.) может быть сформирован и институализирован инвестиционный кластер в республике.

В перспективе за пределами 2015 г. следует взять в качестве ориентира приближение республики к статусу самообеспечивающего региона, интеграцию в межрегиональные "альянсы" и программы (Каспий, транспортные коридоры и др.), участие в программах и проектах Единого Экономического Пространства (расширение граничных и международных функций республики).

Инвестиционная политика Республики Калмыкия осуществляется исходя из следующих приоритетов:

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие земельных отношений;

- развитие ТЭК, в том числе создание сети нетрадиционных ветровых источников электроэнергии;

- развитие транспортно-логистических центров;

- развитие туристко-рекреационного комплекса.

Одно из ведущих мест в народном хозяйстве республики занимает производство сельскохозяйственной продукции. АПК республики располагает значительной ресурсной базой, превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынке по таким товарам как мясо, шерсть, кожа. Республика Калмыкия является зоной развитого мясного скотоводства, где сосредоточено более 50% мясного скота от общей численности поголовья России.

В этой связи Калмыкия является базовым регионом, которому предстоит сыграть важную роль в возрождении и создании специализированной отрасли мясного скотоводства России. Учитывая потенциал мясного животноводства республики, инвесторы проявляют наибольший интерес к данной сфере. (Животноводческий и растениеводческий кластеры).

Но наряду с этим в республике последовательно осуществляется политика постепенного превращения Калмыкии из аграрной республики в регион с серьезным промышленным потенциалом.

На данный момент на территорию Республики Калмыкия пришли такие крупные компании, как ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ЗАО "КТК-Р", АО "Фалкон Капитал" (Чехия), ООО "Каспийская нефтегазовая компания" и другие.

В связи с реализацией вышеуказанных проектов появятся условия для создания в Республике Калмыкия нефтехимического производства, которые в настоящее время являются потенциально привлекательными и эффективными для инвесторов в российскую экономику. (Нефтегазовый кластер)

Республика Калмыкия является перспективным регионом для развития использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Природно-климатические условия Республики Калмыкия в силу его географического расположения и рельефа местности благоприятны для создания на территории республики генерирующих мощностей, основанных на энергии ветра и солнца. В целях повышения энергетической эффективности и экологической безопасности электроэнергетики на территории Республики Калмыкия реализуются инвестиционные проекты "Строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт на территории Приютненского района Республики Калмыкия" (АО "Фалкон Капитал" (Чехия)) и проект ОАО "РусГидро" по строительству Калмыцкой ВЭС мощностью 25 МВт. Размещение энергогенерирующих мощностей превратит республику из энергодефицитной территории в донора электроэнергии в Южном Федеральном округе. Выгодное географическое положение позиционирует республику как пионера использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (Энергетический кластер)

В целях развития туристско-рекреационного кластера в республике планируется реализовать следующие инвестиционные проекты: развитие туристического оздоровительного комплекса в с. Березовское Яшалтинского района Республики Калмыкия, развитие туристического комплекса "Магой" Лаганского района Республики Калмыкия. Часть проектов включены в Федеральную целевую программу "Юг России 2008-2013 годы". Из федерального бюджета будет финансироваться создание инженерной инфраструктуры, что существенно снижает затраты инвесторов на реализацию проекта.

В свете реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия возникает необходимость развития существующей транспортной инфраструктуры региона и строительства новых транспортных соединений. Так создание прямого выхода из Республики Калмыкия в Центральную часть России, посредством строительства железной дороги Элиста-Волгоград, значительно расширит транспортные возможности региона.

Не только внутренние ресурсы влияют на развитие транспортного комплекса республики, но и благодаря геополитическому положению Республика Калмыкия обладает значительным транзитным потенциалом перевозки грузов в международном сообщении.

Интеграция транспортного комплекса Республики Калмыкия, как составной части транспортной системы России, в мировую транспортную систему, формирование конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения Республики Калмыкия связано с включением республики в системы Международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад".

Трансконтинентальный транспортный коридор "Север-Юг", основная трасса которого пролегает по направлению Индия - Иран - Каспийское море (европейская часть России) с выходом на Европу, предполагает загрузку мощнейшей единой глубоководной системы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволят эффективно взаимодействовать с проектами возрождения Великого Шелкового пути в рамках международного транспортного коридора "Восток-Запад", поскольку грузы через Россию и Иран можно доставлять и в Европу, и в Турцию, и в район Персидского залива (Абадан), откуда морем - в Индию, Китай и т.д.

Каспийский бассейн является естественным "шлюзом" между транспортными системами Европы, Азии и Среднего Востока и Калмыкия располагает благоприятными предпосылками для развития международных трансконтинентальных коммуникаций.

Наличие сопредельных границ с Северокавказским федеральным округом предоставляет возможность Республики Калмыкия выступить связующим звеном между Закавказьем и Москвой, а также включиться в международную сеть Азиатских шоссейных дорог по маршруту Выборг-Санкт-Петербург-Москва-Волгоград-Астрахань-Элиста-Махачкала-граница Азербайджана, который обеспечивает кратчайшую связь государств Закавказья и Средней Азии с Северной Европой.