ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 декабря 2010 года N 513-рп

[О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА]

(в редакции Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2012 N 76-рп)


1. Утвердить прилагаемые:

Программу Правительства Кабардино-Балкарской Республики по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа);

(в ред. Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2012 N 76-рп)

План мероприятий по реализации в 2010 - 2011 годах Программы Правительства Кабардино-Балкарской Республики по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики, исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики руководствоваться положениями Программы при формировании и организации исполнения республиканского бюджета, а также при подготовке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики и иных нормативных правовых актов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов в соответствии с основными положениями Программы.

И.о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.АБРЕГОВ



Утверждена
Распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 3 декабря 2010 года N 513-рп

ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

(в редакции Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.03.2012 N 76-рп)



Программа Правительства Кабардино-Балкарской Республики по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту от 19 марта 2010 года, основными положениями Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 года N 181-ПП.


I. Необходимость разработки и реализации Программы


В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно нашли отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Результатом данных реформ стало формирование в Кабардино-Балкарской Республике современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:

организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;

создания и развития системы регионального и муниципальных отделов исполнения бюджета (региональное и муниципальные казначейства), обеспечивающих кассовое обслуживание республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет) и местных бюджетов, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Кабардино-Балкарской Республики, управление единым счетом республиканского бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;

установления механизма сбережения средств республиканского бюджета посредством эффективного механизма привлечения и погашения долговых обязательств по республиканскому бюджету, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности);

установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности.

В то же время не все направления в области бюджетных реформ реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.

Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняются следующие системные недостатки и нерешенные проблемы:

стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;

отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением республиканских целевых программ) методологически не взаимоувязано;

не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;

доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности муниципалитетов в ее наращивании;

формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (не планируются расходы по ведомственным целевым программам, не осуществляются обоснования бюджетных ассигнований);

продолжает расти бюджетная сеть (перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения в республике не состоялся);

не внедрены государственные (муниципальные) задания.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республикой в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Кабардино-Балкарской Республики.


II. Цели и задачи Программы


Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики.

Для достижения цели Программы необходимо создать механизмы, направленные на решение следующих основных задач:

усиление роли консолидированного бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Кабардино-Балкарской Республики;

создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета и органов местного самоуправления по обеспечению государственных (муниципальных) услуг;

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;

повышение прозрачности и подотчетности деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления;

применение всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета;

переход к утверждению "программного" бюджета;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок;

создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.


III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики


Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики является необходимым условием решения задач Программы.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:

создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;

ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;

определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития республики - роста уровня и качества жизни населения.

Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.

Установление целей социально-экономического развития и индикаторов для их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) государственного долга привело бы к восстановлению "необеспеченных мандатов" (нормативных правовых актов и решений исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, влекущих дополнительные расходы республиканского бюджета или местных бюджетов) и, как следствие, размыванию ответственности органов власти и конкретных должностных лиц за результаты деятельности, а также к дискредитации формируемых общественных институтов, включая защиту прав собственности, соблюдение законодательно установленных социальных гарантий, выполнение контрактных обязательств, действенность судебной системы, без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие республики.

Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) государственных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса к государству не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.

Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов власти, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики, основанных на реалистичных оценках;

ограничение бюджетного дефицита и государственного долга;

стабильность и предсказуемость налоговой политики;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;

принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

снижение (ликвидация) кредиторской задолженности бюджетных учреждений, систематический мониторинг ее состояния, повышение ответственности руководителей;

снижение финансовых затрат (покупка программного обеспечения каждым учреждением, обновление его, содержание бухгалтеров и программистов) бюджетных учреждений на ведение бухгалтерского, статистического, налогового и кадрового учета, составление отчетности путем централизации бухгалтерских служб;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»