Тенденции и перспективы развития экономики Кабардино-Балкарии в ближайшее десятилетие определяются переходом к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития поликультурного общества.
Государственная политика Кабардино-Балкарии в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности, каждого этноса и поликультурного общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Обеспечение максимальной доступности для граждан Кабардино-Балкарии культурных благ - один из показателей повышения качества жизни населяющих ее народов. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды не только в столице Кабардино-Балкарии, но и в республике в целом. Театральное искусство в современной Кабардино-Балкарии занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды.
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству. Кроме того, театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов Кабардино-Балкарии, которые оцениваются ЮНЕСКО в качестве миноритарных в условиях глобализационных процессов современности.
Учитывая неразрывную связь театрального искусства с театральным образованием, республиканская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра Кабардино-Балкарии благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная актерская школа.
Несмотря на то, что театр по своей природе экономически убыточен, опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт постсоветских преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам. За этот период театральное дело Кабардино-Балкарии претерпело существенные изменения на фоне формирования гражданского общества. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен признанные достижения театрального искусства Кабардино-Балкарии, с другой - чтобы театральное дело республики не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность многонационального театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Бытование и развитие искусства в Кабардино-Балкарской Республике определяет необходимость включения его в северокавказский и в целом общероссийский контекст. Учитывая это обстоятельство, можно определить три направления развития театрального дела в Кабардино-Балкарии. Во-первых, следует брать по возможности все лучшее, что накоплено в отечественном и общемировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо охранять собственные традиции и достижения национальных театров. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров Кабардино-Балкарии в региональном северокавказском пространстве.
В обстоятельствах открытого общества без культурных барьеров ощущается необходимость выработки протекционистской позиции в отношении национальных театров Кабардино-Балкарии. В первую очередь, объектом государственной защиты должна стать традиционная модель репертуарного театра республики.
В начале второго десятилетия XXI века Кабардино-Балкария, как и вся Россия, и все мировое сообщество, оказалась в условиях экономического кризиса. Однако театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы всех жителей Кабардино-Балкарской Республики.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов сохранения в условиях экономического кризиса достижений сценического искусства Кабардино-Балкарии, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела как в традиционных для республики формах, так и с использованием инновационных подходов.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства поликультурного театрального пространства Кабардино-Балкарии;
поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Для решения указанных задач необходимо:
сохранение и развитие сети театров в республике;
завершение строительства Дворца театров в Нальчике и его материально-техническое оснащение;
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
кадровое обеспечение театральной деятельности в соответствии с современными требованиями;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы;
определение антикризисных мер в театральном деле.