Центральным элементом системы государственного планирования является прогноз. Прогнозирование экономического и социального развития - одна из важнейших задач, формирующих базу для принятия решений на различных уровнях государственного управления. В современных условиях макроэкономические прогнозы служат экономическим ориентиром развития государства на долгосрочную и среднесрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области разрабатывается на среднесрочный период ежегодно в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов социально-экономического развития Российской Федерации, а также прогнозов муниципальных образований и крупных предприятий области.
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на очередной год и плановый период разрабатывается ежегодно в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
В связи с реализацией мероприятий по внедрению программно-целевых принципов в организацию деятельности органов исполнительной власти и переходом к программному бюджету в период действия подпрограммы предстоит внедрить в практику разработку прогноза социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.
Прогнозирование социально-экономического развития, контроль за реализацией документов государственного планирования сопровождаются мониторингом и анализом процессов и явлений в сфере социально-экономического развития Оренбургской области. Данная работа осуществляется на системной основе, основными задачами которой являются выявление проблем на ранних стадиях их возникновения, разработка и реализация мер для их устранения.
В практике государственного управления органов исполнительной власти нашли применение программно-целевые инструменты в виде областных и ведомственных целевых программ.
Порядок разработки и реализации областных и ведомственных целевых программ был утвержден постановлениями Правительства Оренбургской области от 22 августа 2007 года N 299-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области", от 7 ноября 2008 года N 408-п "Об утверждении порядка разработки и реализации ведомственных целевых программ в Оренбургской области".
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 14 января 2008 года N 10-п "Об утверждении порядка ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области" ежегодно осуществлялась оценка их эффективности.
В 2012 году в соответствии с Законом Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период было профинансировано 86 областных и ведомственных целевых программ с объемом финансирования из областного бюджета в сумме 28993 млн. рублей.
По результатам оценки за 2012 год из 54 реализуемых областных целевых программ 27 были оценены как высокоэффективные, 20 - эффективные, 6 программ получили удовлетворительную оценку, 1 - неудовлетворительную.
По сравнению с 2011 годом удельный вес вышеуказанных программ, признанных высокоэффективными и эффективными, повысился с 83,0 процента до 87,0 процента, что связано, прежде всего, с увеличением объема финансирования программ из всех источников и ответственной работой государственных заказчиков по достижению запланированных показателей.
Импульсом для совершенствования программно-целевых инструментов в практике государственного управления являлась программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 года N 798-пп была утверждена долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы".
Основными направлениями вышеуказанной программы являлись: