I. Уровень дошкольного образования:
Содержание и процедуры оценки качества образования в части дошкольного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".
В соответствии с этим определением Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования ставит обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (Доклад "О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации").
Закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет качество образования как "комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы". Исходя из этого определения качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) устанавливают следующие группы требований:
- к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО);
- к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- к результатам освоения ООП ДО.
Требования ФГОС ДО - это содержательная основа процедуры оценки (и (или) самооценки учреждением) качества дошкольного образования, представленная совокупностью (комплексом) параметров.
Таким образом, оценить качество дошкольного образования - это значит установить его соответствие:
- требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Комплекс параметров включает в себя четыре основные группы, из которых первые три группы полностью соответствуют трем группам требований ФГОС ДО, четвертая группа позволяет оценить такую группу индикативов как удовлетворенность потребителей качеством дошкольного образования: