Действующий

О лесном плане Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Челябинской области


7. Характеристика состояния лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, и динамика их изменения


В настоящее время общепризнанно, что создание и развитие системы охраняемых природных территорий является необходимым условием сохранения биологического разнообразия и устойчивого развития региона. Состав особо охраняемых природных территорий области (далее именуются - ООПТ), включая их значение, отнесение к тем или иным категориям и видам, адресность (основные и попутно решаемые задачи), определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области соответствующими подзаконными актами.


Современное понимание задач охраны природы составляет формирование глобальной системы ООПТ как важнейшего пути для сохранения окружающей среды. Этим, в первую очередь, объясняется огромное международное внимание к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части этой глобальной системы.


Площадь ООПТ на территории области не превышает общероссийский уровень и составляет 9,45 процента (таблица 13).


Основными законодательными актами, регулирующими обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов, служат:


Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";


Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире";


Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";


Закон Челябинской области от 14 мая 2002 года N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Челябинской области".


Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает конституционное право каждого в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, определяя ее как такую окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Именно такое состояние окружающей среды делает возможным поддержание приемлемой среды обитания людей и стабильно успешное (устойчивое) развитие природопользования. Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет ООПТ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Таким образом, общая цель создания ООПТ - сохранение природных комплексов и объектов, которые имеют особое значение для обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Разнообразие категорий и видов ООПТ определяется как разнообразием частных целей их создания, так и разнообразием задач по достижению этих целей в конкретных социально-экономических и экологических условиях.


ООПТ, на которых произрастают леса, обеспечивают соблюдение принципов, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, среди которых на первом месте находится устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала и сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Это особенно важно в области, в пределах которой леса по своему целевому назначению отнесены к защитным лесам и таким образом подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.


Повышенное внимание, уделяемое в настоящее время сохранению биологического разнообразия, в том числе биологического разнообразия лесов, определяется двумя обстоятельствами:


во-первых, местные виды живых организмов с невысокой в данный момент численностью играют в природном сообществе важную подстраховывающую роль, принимая на себя часть экологических функций сходных с ними многочисленных видов при колебаниях численности последних;


во-вторых, одновременное обитание в пределах одного природного сообщества местных редких и уязвимых видов, разнообразных по своим экологическим требованиям, служит объективным показателем близкого соответствия природных условий на территории их обитания естественно (географически) обусловленным условиям.


История формирования системы ООПТ регионального значения уходит в шестидесятые годы прошлого столетия, когда 29 сентября 1967 года Решением исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся N 1603-р были созданы Анненский, Кочердыкский, Селиткульский, Харлушевский государственные природные биологические заказники области.