Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае" (с изменениями на 29 октября 2019 года)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


В Алтайском крае функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - "Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю").


В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю поступило 13918 обращений, из них в связи с нарушением прав потребителей - 9492, что составляет 68,2%.


Структура обращений граждан ежегодно меняется в зависимости от условий и состояния рынка товаров (работ, услуг). Всего о нарушении прав потребителей в сфере торговли поступило 5352 обращения, что составляет 56,4%. При этом в 2016 году резко изменилась структура обращений в сфере розничной торговли. Если в 2015 году преобладали обращения о нарушении прав потребителей при продаже продовольственных товаров, что составило 66,6% от общего количества обращений о нарушении в сфере розничной торговли, то в 2016 году потребители обращались с жалобами на нарушения при продаже непродовольственных товаров, что составило 74,7% от всех обращений в сфере розничной торговли. В 2017 году поступило 4573 обращения о нарушении прав потребителей при продаже непродовольственных товаров (85,4%), в основном технически сложных товаров.


На нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг поступило 4140 жалоб (43,6%). В сфере услуг наибольший удельный вес занимают обращения о нарушении прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, что составляет 19,0% от общего количества обращений о нарушениях прав потребителей при оказании услуг.


По прежнему остается высоким уровень обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей финансовых услуг, в 2017 году поступило 699 таких обращений, что составило 16,9% от всех обращений о нарушениях в сфере оказания услуг.


Возросло количество жалоб потребителей на нарушения прав потребителей при оказании платных услуг, удельный вес таких обращений в 2017 году составил 16,8% от всех обращений в сфере услуг.


Также обращения поступают в связи с нарушением прав потребителей при оказании услуг общественного питания. В 2017 году удельный вес таких обращений составил 8,7% от всех обращений о нарушении в сфере оказания услуг.


Кроме того, наблюдается рост обращений о нарушении прав потребителей при оказании услуг связи. В 2017 году поступило 353 таких обращения, что составило 8,5% обращений в сфере услуг.


В Алтайском крае информационно-просветительскую работу и консультирование потребителей проводит Учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" (далее - "Консультационный центр") и его 12 консультационных пунктов в городах Алейске, Белокурихе, Бийске, Заринске, Камне-на-Оби, Новоалтайске, Рубцовске, Славгороде, а также сельских населенных пунктах Завьялово, Кулунда, Локоть, Михайловское.


За 2017 год специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" и его филиалами проведено 10954 консультации по вопросам защиты прав потребителей. Около 26% обратившихся получили практическую помощь в подготовке проектов претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы. Доля претензий в общем количестве подготовленных документов - 89,7%, доля исковых заявлений в суд - 4,7%, жалоб и обращений - 5,6%.


В общей структуре обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в отдельных сферах, поступивших в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", самые распространенные жалобы связаны с недостатками в работе технически сложных товаров (18,7%) и мобильных телефонов (19,5%), а также с качеством бытовых услуг (7,2%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (6,2%), финансовых услуг (3,8%), услуг связи (2,7%), медицинских услуг (1,8%), образовательных услуг (1,2%).


Союз "Алтайская торгово-промышленная палата", содействуя обеспечению прав потребителей в Алтайском крае, консультирует потребителей по вопросам защиты их прав, оказывает помощь в составлении претензий, проводит потребительские экспертизы, которые помогают в досудебном порядке урегулировать отношения между потребителями и торгующими организациями. В 2017 году было проведено более 2500 экспертиз, из них более 500 потребительских экспертиз.


На муниципальном уровне в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).


В муниципальных районах и городских округах Алтайского края самостоятельные подразделения в структуре органов местного самоуправления отсутствуют. Работа с потребителями осуществляется отдельными должностными лицами администраций муниципальных образований, курирующими в том числе другие направления деятельности. При администрации г. Бийска существует самостоятельное подразделение "Сектор по защите прав потребителей правового управления администрации города Бийска".