Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2018 года N 131


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Алтайского края от 29.11.2019 N 477.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 29 октября 2019 года)

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)




В соответствии с постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:


Утвердить государственную программу Алтайского края "Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае" (приложение).


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 19 апреля 2018 г. N 131



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае"

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)

Ответственный исполнитель программы

управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры

Участники программы

Министерство экономического развития Алтайского края;

Министерство финансов Алтайского края;

Министерство социальной защиты Алтайского края;

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

Министерство транспорта Алтайского края;

Министерство промышленности и энергетики Алтайского края;

Министерство цифрового развития и связи Алтайского края;

Министерство спорта Алтайского края;

Министерство культуры Алтайского края;

управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности;

управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края;

инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" (по согласованию);

Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию);

Союз "Алтайская торгово-промышленная палата" (по согласованию);

краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края";

краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайтурцентр";

органы местного самоуправления (по согласованию);

отраслевые общественные объединения Алтайского края (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)

Цель программы

создание условий для обеспечения прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей на территории Алтайского края

Задачи программы

совершенствование механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения прав потребителей в Алтайском крае; информационное обеспечение потребителей, просвещение и популяризация вопросов, связанных с обеспечением прав потребителей в Алтайском крае;

профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Алтайского края

Индикаторы и показатели программы

количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Алтайском крае;

количество выпущенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Алтайского края;

количество информационных материалов в электронных средствах массовой информации для потребителей и хозяйствующих субъектов Алтайского края;

количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.);

количество проведенных заседаний консультативных (координационных) советов, межведомственных комиссий и рабочих групп по вопросам защиты прав потребителей, в том числе направленных на профилактику нарушений прав потребителей;

доля организаций Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность, принявших участие в мероприятиях, направленных на профилактику нарушений прав потребителей в сфере финансовых услуг, в общем количестве организаций Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность;

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных общественными организациями в интересах потребителей и неопределенного круга лиц (по информации Алтайской региональной общественной организации "Защита прав потребителей")

Сроки реализации программы

2018 - 2022 годы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы "Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае" (далее - "государственная программа", "программа") в 2019 - 2022 годах составляет 2000 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе:

в 2019 году - 500 тыс. рублей;

в 2020 году - 500 тыс. рублей;

в 2021 году - 500 тыс. рублей;

в 2022 году - 500 тыс. рублей.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)

Ожидаемые результаты реализации программы

к концу 2022 года:

количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Алтайском крае, составит более 34000 единиц;

количество выпущенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Алтайского края, составит 600 единиц;

количество информационных материалов в электронных средствах массовой информации для потребителей и хозяйствующих субъектов Алтайского края составит 1330 единиц;

количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.), составит 302 единицы;

количество проведенных заседаний консультативных (координационных) советов, межведомственных комиссий и рабочих групп по вопросам защиты прав потребителей, в том числе направленных на профилактику нарушений прав потребителей, составит 8 единиц;

доля организаций Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность, принявших участие в мероприятиях, направленных на профилактику нарушений прав потребителей в сфере финансовых услуг, в общем количестве организаций Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность, составит 30%;

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков, составит 83,5% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя, составит 87% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных общественными организациями в интересах потребителей и неопределенного круга лиц, распространение информации о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав достигнет уровня 89% (по информации Алтайской региональной общественной организации "Защита прав потребителей")

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


В Алтайском крае функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - "Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю").


В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю поступило 13918 обращений, из них в связи с нарушением прав потребителей - 9492, что составляет 68,2%.


Структура обращений граждан ежегодно меняется в зависимости от условий и состояния рынка товаров (работ, услуг). Всего о нарушении прав потребителей в сфере торговли поступило 5352 обращения, что составляет 56,4%. При этом в 2016 году резко изменилась структура обращений в сфере розничной торговли. Если в 2015 году преобладали обращения о нарушении прав потребителей при продаже продовольственных товаров, что составило 66,6% от общего количества обращений о нарушении в сфере розничной торговли, то в 2016 году потребители обращались с жалобами на нарушения при продаже непродовольственных товаров, что составило 74,7% от всех обращений в сфере розничной торговли. В 2017 году поступило 4573 обращения о нарушении прав потребителей при продаже непродовольственных товаров (85,4%), в основном технически сложных товаров.


На нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг поступило 4140 жалоб (43,6%). В сфере услуг наибольший удельный вес занимают обращения о нарушении прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, что составляет 19,0% от общего количества обращений о нарушениях прав потребителей при оказании услуг.


По прежнему остается высоким уровень обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей финансовых услуг, в 2017 году поступило 699 таких обращений, что составило 16,9% от всех обращений о нарушениях в сфере оказания услуг.


Возросло количество жалоб потребителей на нарушения прав потребителей при оказании платных услуг, удельный вес таких обращений в 2017 году составил 16,8% от всех обращений в сфере услуг.


Также обращения поступают в связи с нарушением прав потребителей при оказании услуг общественного питания. В 2017 году удельный вес таких обращений составил 8,7% от всех обращений о нарушении в сфере оказания услуг.


Кроме того, наблюдается рост обращений о нарушении прав потребителей при оказании услуг связи. В 2017 году поступило 353 таких обращения, что составило 8,5% обращений в сфере услуг.


В Алтайском крае информационно-просветительскую работу и консультирование потребителей проводит Учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" (далее - "Консультационный центр") и его 12 консультационных пунктов в городах Алейске, Белокурихе, Бийске, Заринске, Камне-на-Оби, Новоалтайске, Рубцовске, Славгороде, а также сельских населенных пунктах Завьялово, Кулунда, Локоть, Михайловское.


За 2017 год специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" и его филиалами проведено 10954 консультации по вопросам защиты прав потребителей. Около 26% обратившихся получили практическую помощь в подготовке проектов претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы. Доля претензий в общем количестве подготовленных документов - 89,7%, доля исковых заявлений в суд - 4,7%, жалоб и обращений - 5,6%.


В общей структуре обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в отдельных сферах, поступивших в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", самые распространенные жалобы связаны с недостатками в работе технически сложных товаров (18,7%) и мобильных телефонов (19,5%), а также с качеством бытовых услуг (7,2%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (6,2%), финансовых услуг (3,8%), услуг связи (2,7%), медицинских услуг (1,8%), образовательных услуг (1,2%).


Союз "Алтайская торгово-промышленная палата", содействуя обеспечению прав потребителей в Алтайском крае, консультирует потребителей по вопросам защиты их прав, оказывает помощь в составлении претензий, проводит потребительские экспертизы, которые помогают в досудебном порядке урегулировать отношения между потребителями и торгующими организациями. В 2017 году было проведено более 2500 экспертиз, из них более 500 потребительских экспертиз.


На муниципальном уровне в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).


В муниципальных районах и городских округах Алтайского края самостоятельные подразделения в структуре органов местного самоуправления отсутствуют. Работа с потребителями осуществляется отдельными должностными лицами администраций муниципальных образований, курирующими в том числе другие направления деятельности. При администрации г. Бийска существует самостоятельное подразделение "Сектор по защите прав потребителей правового управления администрации города Бийска".


Взаимодействие органов местного самоуправления с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией в целях определения приоритетных направлений в работе по защите прав потребителей, в том числе при ежегодном планировании надзорных мероприятий; повышение потребительской грамотности жителей; участие в работе совещаний, семинаров и иных мероприятий с обсуждением актуальных вопросов защиты прав потребителей.


Активное участие в проведении мероприятий по повышению правовой грамотности потребителей различных категорий населения принимают общественные организации в сфере защиты прав потребителей края. Также общественные организации оказывают правовую поддержку населению, действуя в рамках полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно обращаются в защиту интересов потребителей на основании письменного обращения в судебные органы.


В части обращений граждан с жалобами на нарушения прав потребителей за период 2015 - 2017 годов Алтайской региональной общественной организацией "Защита прав потребителей" было рассмотрено более 1127 обращений со стороны потребителей с жалобами на работу управляющих компаний, 27 обращений по вопросам признания проведения общих собраний собственников жилых помещений недействительными. За 2017 год участились споры между ТСЖ и субъектами, оказывающими услуги по установке и проведению интернета в жилых домах. Встречаются нарушения прав потребителей, связанные с завышением показаний счетчиков и тарифов на коммунальные услуги, а также проведением мероприятий без согласования неопределенного круга лиц по использованию общедомового имущества. Увеличивается количество обращений граждан в общественные организации по защите прав потребителей по вопросам ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также ненадлежащего оказания туристических услуг.


Причинами многочисленных нарушений прав потребителей являются недостаточная правовая грамотность населения; недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав; производство и реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.


Кроме того, с учетом характера обращений на сегодняшний день требуется развитие системы оценки качества медицинских, банковских услуг и оказание содействия в урегулировании споров в досудебном порядке, а также защита потребительских прав детей в области получения ими дошкольного, общего и дополнительного образования.


Вопросы повышения финансовой грамотности населения в Алтайском крае также являются актуальными в современных условиях расширения использования финансовых услуг, появления новых финансовых инструментов. В Алтайском крае с 2014 года реализуются мероприятия по финансовому просвещению граждан и профилактике нарушений их прав в сфере финансовых услуг в рамках государственной программы Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 03.10.2014 N 450.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 29.10.2019 N 414)


Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, приоритетным направлением программы является применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты. Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых подходов и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных организаций в области обеспечения прав потребителей.



II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации


Реализация программы будет осуществляться в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере обеспечения прав потребителей, а также с учетом целей и задач, обозначенных в следующих стратегических документах:


Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";


подпункт "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 18.04.2017, об обеспечении с учетом методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 6 указанного перечня поручений, разработки (корректировки) региональных программ, направленных на создание условий для реализации потребителями своих прав;


Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р;


Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р;


план мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р;


Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей от 20.10.2017 N 01/14363-17-15, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Целью программы является создание условий для обеспечения прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей на территории Алтайского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»