Действующий

Об утверждении Концепции Центра управления изменениями в Республике Саха (Якутия)



6.1. Стратегическое управление


Скорость развития технологий во всех сферах, в том числе в области принятия управленческих решений, повышение конкуренции между регионами приводит к разрастанию и уплотнению системы стратегического управления.


Сохраняется асинхронность показателей документов стратегического планирования разного уровня: федерального, республиканского и органов местного самоуправления. В стратегических документах содержится большое количество показателей, большинство из которых недостаточно увязаны между собой (дерево целей) и слабо отражают конечные цели. Для госпрограмм характерны неконкретность и недостижимость целей, увязка с документами стратегического планирования происходит формально.


Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года определено 72 индикатора социально-экономического развития республики. При этом не была установлена прямая взаимосвязь с республиканскими целевыми и государственными программами. Около 50% показателей Схемы не было охвачено программными документами.


На уровне документов программирования Российской Федерации республика задействована в исполнении 143 индикаторов 14 государственных программ. Порядка 3 тысяч индикаторов действует в программах развития муниципальных образований республики.


В проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с целевым видением до 2050 года определен 151 индикатор.


Существующая необходимость постоянного официального согласования документов и результатов, планирование расходов на развитие по остаточному принципу по итогам формирования публичных обязательств и фиксированное распределение бюджетных средств приводит к отсутствию гибкости управления.


В результате не сложилась работоспособная система стратегического управления, которая обеспечивала бы скоординированную деятельность по реализации приоритетных целей развития. Вместо этого укрепляется система работы по поручениям, централизуя управленческую функцию и увеличивая загруженность высших должностных лиц.


В 2017 году при приведении государственных программ Республики Саха (Якутия) в соответствие целям и задачам проекта Стратегии 2030 пересмотрены концепции и структуры действовавших 37 государственных программ. В результате их количество было сокращено до 23, при этом остаются не устраненными недостатки, обусловленные ведомственно-функциональным подходом. Количество индикаторов государственных программ практически не изменилось и составляет 890 единиц.


В настоящее время система индикаторов социально-экономического развития республики требует создания стройной и единой системы стратегических приоритетов, целей и задач (взаимоувязанного сквозного дерева целей и задач стратегического планирования), а также индикаторов (показателей эффективности и результатов) их достижения.


В рамках актуализации документов стратегического планирования стратегическая оценка, балансировка целей и ресурсов, выбор приоритетных проектов и их интеграция в государственные программы должна производиться на основе соответствующих методик, в том числе подтвержденных международным опытом.


Разработка прогнозов социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, постановка и актуализация долгосрочных целей развития должна вестись на постоянной основе с учетом экономических, социальных, технологических и иных трендов. В соответствии со стандартами проектно-ориентированной системы управления перечень государственных программ, являющихся портфелем проектов изменений, должен быть гибким с возможностью его ежегодной корректировки с учетом параметров прогнозов и результатов оценки эффективности проектов/программ в отчетном периоде.


Таким образом, назрела необходимость формирования центра компетенций в области стратегического управления, обеспечивающего сопровождение системы стратегического планирования в Республике Саха (Якутия).


Ответственным за реализацию данного направления является Департамент стратегического управления Министерства экономики Республики Саха (Якутия).


Целевое видение стратегического управления - формирование и поддержание в актуальном состоянии системы стратегического управления Республики Саха (Якутия), способной адекватно отвечать на изменения внешних и внутренних условий, на основе единой взаимоувязанной системы документов и сбалансированной системы ключевых показателей эффективности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), нацеленных на достижение целей и задач стратегического развития и основанной на возможностях его ресурсного обеспечения.