Современный уровень развития страны и ее регионов, реакция на "большие вызовы", деятельность в условиях неопределенности обусловили необходимость модернизации системы государственного управления.
Наличие действенной системы управления изменениями - один из важнейших элементов государственного управления. Готовность к трансформациям является неотъемлемым фактором успешной реализации стратегических программ развития.
В Республике Саха (Якутия) проводится работа по повышению эффективности государственного управления: приведена в соответствие требованиям федерального законодательства система стратегического планирования на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях, внедряются проектные методы управления социально-экономическим развитием, формируются механизмы антикризисного управления, бюджетирования государственных и муниципальных учреждений, информатизация бюджетного процесса, созданы инструменты государственно-частного партнерства, проведена "перезагрузка" системы дополнительного образования государственных и муниципальных гражданских служащих республики.
Достигнутые успехи можно оценить по стабильности макроэкономических показателей республики в условиях экономического кризиса 2014 - 2015 г.г., лидирующим позициям республики среди регионов России по развитию человеческого потенциала, инвестиционному уровню кредитного рейтинга, динамике инновационного развития.
В настоящее время деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) организована на базе линейно-функциональных вертикальных структур. В то же время современное государство - платформа, пользователями которой выступают граждане, бизнес и сами государственные служащие. С этих позиций эффективность государственного управления оценивается степенью удовлетворенности различных групп пользователей, а структура управления перестраивается от линейно-функциональной к процессной и проектной.
При этом проектным методом управления могут быть реализованы не более 20 - 30% целей и задач, которые стоят перед органами государственного управления. Таким образом, свыше 50% деятельности в государственном секторе может быть выстроено в процессной логике, в рамках которой деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) ориентирована не на реализацию функции, а на получение заданных результатов.
Значительный потенциал существующей системы государственного управления связан с внедрением технологий управления изменениями, которые зарекомендовали себя в корпоративном секторе, в государственном и муниципальном управлении Республики Саха (Якутия). Концепция создания региональных центров управления реформами/изменениями активно прорабатывается на федеральном уровне и в отдельных регионах.
Формирование системы управления изменениями потребует поэтапного изменения организационной культуры государственного управления, корректировки государственных программ, реализации первоочередных и пилотных проектов и мероприятий.
Рост эффективности государственного управления в конечном счете будет обеспечен за счет: повышения скорости и качества принятия и реализации управленческих решений, интеллектуализации контроля; ориентации текущей деятельности на достижение стратегических задач; роста производительности труда государственных гражданских и муниципальных служащих; повышения доступности структурированной информации за счет информатизации процессов управления, интеграции информационных систем и создания единой информационно-коммуникационной среды между гражданами, предприятиями и государством. Структурные изменения предполагают перераспределение зон компетенции и ответственности ведомств.