В условиях трансформации экономики встают вызовы усиления глобальной конкуренции, новых технологических изменений и возрастания роли человеческого капитала. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может существенно снизить конкурентоспособность экономики.
Систематическая работа над решением сложных и комплексных вопросов развития и повышения конкурентоспособности региона осложняется неудовлетворительной организацией текущей деятельности государственного управления, в значительной степени базирующейся на архаичных бюрократических процессах, и барьерами для межведомственного взаимодействия.
Подавляющее большинство госслужащих работают с документами свыше 50% своего времени, причем значительная часть из них тратят на документы почти 100% времени. Как минимум половина всех поручений получает три и более виз, прежде чем доходит до конечного исполнителя. В 40% случаев на это уходит от трех дней до нескольких недель.
Организация взаимодействия в функциональной структуре является сложной задачей. В такой структуре широко распределены полномочия, но размыта ответственность, что ухудшает качество и оперативность принимаемых решений, приводит к непроизводительности ресурсов, нацеленности на сиюминутный результат. Вместе с тем, наблюдается снижение уровня доверия населения к деятельности исполнительных органов государственной власти.
Расширение полномочий происходит без пропорционального расширения ответственности за конкретные результаты, достигаемые реализацией данных полномочий. Повышающаяся административная нагрузка влечет не только рост государственных расходов, но и дополнительные издержки для общества и экономики - при этом положительный эффект, за который платится такая цена, как правило, непрозрачен.
Между тем, эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) оценивается по итогам различных рейтингов, зачастую не связанных с достижением качественных показателей, удовлетворенностью спросов населения.
Существующие подходы оценки не описывают объективную регулярную статистику. Управление формируется на основе легкодоступных числовых показателей. В погоне за рейтингами и цифрами зачастую создается видимость работы, связанной с формированием дополнительной отчетности. Производительность труда на практике оценивается по исполнительской дисциплине (выполнение или не выполнение поручений). Базой для анализа является морально устаревшая платформа (АИС "AdmSED", СЭД "Дело").
При налаживании работы фронт-офиса (многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)) не удалось оптимизировать процессы внутри государственных органов и в достаточной мере обеспечить информатизацию процессов по предоставлению государственных услуг и межведомственному обмену данными. Эффективное предоставление государственных услуг требует не только внедрения ИТ-решений взаимодействия с гражданами и бизнесом, но также ставит задачи по оптимизации внутренних процессов государственного управления.
Таким образом, в условиях перехода из информационной эры в эпоху "цифровой революции" для ускоренного развития региона необходима перестройка и адаптация всей системы государственного управления, направленного на удовлетворение требований различных групп пользователей (заинтересованных сторон).
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость разработки новых методов управления государством с использованием процессного подхода, которое предполагает переход от вертикальной модели управления (функциональной) к горизонтальной (процессной), когда в фокусе конечный потребитель.
Организация процессной работы в системе государственного управления предполагает формирование системы, увязывающей стратегию регионального развития с ожиданиями потребителей государственных (муниципальных) и общественных благ и услуг путем организации сквозных процессов. Управление процессной деятельностью сводит воедино стратегию, цели и задачи, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для целей максимального удовлетворения потребителей наиболее эффективным способом.
Для создания контролируемой среды управления процессами, являющейся более адаптивной к последующим изменениям, предполагается осуществить поэтапную унификацию и стандартизацию процессов государственного управления (нормативная модель), ввести в обязательную практику механизм совершенствования процессов в зависимости от уровня удовлетворенности пользователей решением их конечных задач и систему управления идеями (предложениями по оптимизации процессов) со встроенной мотивацией инициаторов предложений.
Совершенствование процессов на практике реализуется в двух форматах: внедрение ИТ-решений и реинжиниринг процессов.
Внедрение ИТ-решений повышает скорость процессов и делает их более надежными, однако перевод существующей модели процессов в ИТ-системы имеет ограниченный эффект повышения производительности процессов.