По количеству муниципальных поселений Республика занимает 13-е место среди субъектов Российской Федерации, 1 место в Дальневосточном федеральном округе. Более трети населенных пунктов республики являются малочисленными: в 154 населенных пунктах численность населения не превышает 100 человек, всего в них проживает 3,2 тыс. человек.
Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года и с целевым видением до 2050 года определены "точки роста" - опорные населенные пункты, которые сформируют каркас пространственного развития и обеспечат оптимальную территориальную организацию экономики и социальной сферы, комфортные условия проживания и жизнедеятельности, мобильность населения.
Слабая инфраструктурная обустроенность не только снижает темпы экономического роста и социального развития, но является источником значительного отвлечения бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности ряда населенных пунктов (арктические территории, труднодоступные населенные пункты, сельские территории).
Достижение стратегических целей позволит сформировать механизмы для создания нового качества среды для жизни населения: будет создана социально комфортная и инвестиционно-привлекательная среда, обеспечено повышение доступности услуг социальной инфраструктуры, улучшение качества среды жизнедеятельности населения.
На сегодня существующая сеть бюджетных учреждений не отвечает современным требованиям. В силу территориальной диспропорции государственный бюджет республики несет существенные затраты на содержание бюджетных учреждений.
К настоящему моменту полностью завершен переход к трем типам государственных и муниципальных учреждений (казенные, бюджетные, автономные), внедрена практика установления государственных и муниципальных заданий, сформированы требования по формированию структуры учреждений. Однако разработанные финансовые нормативы затрат установлены исходя из достигнутого уровня финансирования, что влияет на качество оказания государственных и муниципальных услуг. Не все учреждения соблюдают установленные требования в части формирования структуры учреждений.
Ответственным за реализацию задач по проведению структурных преобразований станет Департамент структурных преобразований Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
В целях эффективного проведения структурных преобразований на принципах Центра управления изменениями Республики Саха (Якутия), Департамент структурных преобразований взаимодействует с иными структурными подразделениями ЦУИ, Департаментом внутренней политики Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия), исполнительными органами государственной власти, в том числе с министерствами "социального блока", а также привлекает к деятельности внешних экспертов, органы местного самоуправления и др. Необходимо вовлекать в данный процесс непосредственно население для учета их потребностей.
Целевое видение структурных преобразований - формирование системы устойчивого территориального развития Республики Саха (Якутия), обеспечивающей в комплексе стратегических и тактических мероприятий повышение качества жизни населения.
Ключевыми задачами определены:
1. Комплексное территориальное развитие:
комплексный анализ социально-экономического развития территорий;
выработка комплекса мер, направленных на повышение качества жизни населения на территории муниципальных образований.
2. Развитие системы местного самоуправления: