ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 апреля 2018 года N 168-р


[Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Коми"]

(с изменениями на 2 августа 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 03.10.2018 N 435, распоряжений Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р, от 02.08.2024 N 424-р)




Во исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г.:


1. Утвердить региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Республике Коми" согласно приложению.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р)


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 3 апреля 2018 г. N 168-р
     (приложение)



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 03.10.2018 N 435, распоряжений Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р, от 02.08.2024 N 424-р)




Паспорт региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Коми" (далее - Программа)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р)

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми

Участники Программы

-

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (по согласованию);

Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (по согласованию);

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Республике Коми (по согласованию);

федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (по согласованию);

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми;

Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми;

Министерство образования и науки Республики Коми;

Министерство культуры и архивного дела Республики Коми;

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

иные органы исполнительной власти Республики Коми совместно с государственными учреждениями Республики Коми, осуществляющими предоставление платных услуг населению, функции и полномочия учредителя которых осуществляют указанные органы (далее - подведомственные учреждения);

Торгово-промышленная палата Республики Коми (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

общественные объединения потребителей (по согласованию)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р, от 02.08.2024 N 424-р)

Цель Программы

-

развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Коми, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты

Задачи Программы

-

организация региональной системы защиты прав потребителей;

повышение уровня правовой грамотности населения и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг

Сроки реализации Программы

-

2021 - 2025 годы

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р)

Ресурсное обеспечение Программы

-

реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и участников Программы.



Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Программа разработана в рамках полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, предусмотренных статьей 42.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также во исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г.


Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.


В Программе определены задачи по организации защиты прав потребителей, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.


Одной из причин, порождающих многочисленные нарушения прав потребителей, является недостаточная правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов защиты прав потребителей в средствах массовой информации систематически будут размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.


Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.


Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.


Данные вопросы приобретают особую актуальность потому, что современные маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.


Изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.


С учетом снижения административных барьеров, в том числе введения ограничений по проведению проверок субъектов хозяйствования, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.


Уполномоченным территориальным органом Роспотребнадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке на территории Республики Коми, является Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.


На основании результатов контрольно-надзорной деятельности Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми ежегодно готовится региональный доклад о защите прав потребителей в Республике Коми, который размещается в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Региональный доклад направлен на оценку ситуации по защите прав потребителей в регионе, содержит актуальные проблемы населения в анализируемом периоде, обозначенные в том числе по результатам соответствующей деятельности иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, общественных организаций на территории Республики Коми.


На потребительском рынке Республики Коми степень законопослушания в среде хозяйствующих субъектов стабильной общей положительной динамики не имеет. Все это оказывает неблагоприятное влияние на повседневную жизнь граждан и их благосостояние.


В 2017 году наибольшее количество нарушений выявлялось Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, оказывающих услуги розничной торговли, - 5,2 нарушения на 1 проверку; общественного питания - 3,6; в сфере оказания услуг связи - 5,3; образовательных услуг - 3,3; финансовых услуг - 3,0, а в ходе двух проверок оказания жилищно-коммунальных услуг было выявлено 48 нарушений.


Ежегодно наибольшее количество обращений граждан связано с нарушениями их прав в сфере розничной торговли, при оказании услуг общественного питания, жилищно-коммунальных, медицинских и транспортных услуг, услуг связи. При этом рассмотрение вопросов, поставленных гражданами в обращениях, зачастую является компетенцией нескольких органов государственного контроля (надзора).


Исходя из этого Программа предусматривает организацию взаимодействия и проведение совместных мероприятий различными органами государственного контроля (надзора).


Для обеспечения защиты прав и интересов потребителей необходимо повышение роли общественного потребительского движения. Основная работа общественных организаций в республике сосредоточена на консультировании населения по вопросам защиты прав потребителей, оказании помощи потребителям при отстаивании своих интересов в суде, но эти организации занимают пассивную позицию в обсуждении актуальных вопросов состояния потребительского рынка, рассматриваемых на различных площадках, вопросов совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей.


Таким образом, задачи в сфере защиты прав потребителей необходимо решать, принимая в том числе меры организационного характера, направленные на укрепление защиты прав и законных интересов потребителей. Исходя из изложенного сформированы мероприятия Программы, а также целевые показатели по их выполнению.


Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Республики Коми.


По мере реализации Программы ее мероприятия будут корректироваться с учетом полномочий участников Программы и по результатам мониторинга ее эффективности.



Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ), ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Приоритетами развития системы защиты прав потребителей определены:


обеспечение защиты прав потребителей в Республике Коми;


проведение политики, ориентированной на производство продукции гарантированного качества;


предотвращение проявления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;


содействие деятельности общественных объединений потребителей.


2. Цель Программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Коми, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.


3. Задачи Программы:


организация региональной системы защиты прав потребителей;


повышение уровня правовой грамотности населения и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;


создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг.


4. Основные показатели и целевые индикаторы Программы отражены в приложении 1 к настоящей Программе.


5. Сроки и этапы реализации Программы - 5 лет (с 2021 года по 2025 год). Программа реализуется в один этап.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 25.06.2021 N 317-р)



Раздел 3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и участников Программы.



Раздел 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ


Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их исполнения, ожидаемых результатов и ответственных исполнителей представлен в приложении 2 к настоящей Программе.



Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»